
Нюрнберг был последней точкой в нашем путешествии по Германии — отсюда нам оставалось только вернуться в Мюнхен чтобы забрать паспорта и после этого мы могли ехать домой.
Приехали мы под вечер и, несмотря на красивую светящуюся полосу в асфальте,  всё как-то сразу не заладилось

В городе был в тот день заканчивался какой-то массовый праздник в связи с чем все улицы были перекрыты и мы еле попали в наш отель.
Даша устала и в одностороннем порядке отказалась быть моим проводником-переводчиком, в результате чего  я в поисках парковки заехал не в тот гараж и , выбираясь из него  задним ходом в вертикальную горку,  задел довольно сильно  крылом за столб. Рестораны все оказались закрыты, гостиница скверная, без кафе и румсервиса. В нашем распоряжении был автомат с дошираком, им и ужинали прямо в номере.



Зато было время собрать самолет, купленный в Леголенде

Но, ночь прошла, а утром всё уже как будто стало по другому — обновилось.

Пока Алёна заплетала Даше косичку,

я отправился стричь миньонов. За время нашего путешествия они  обросли и одичали.
Ближайшая открытая в выходной день парикмахерская оказалась турецкой. А значит стригут как? Быстро, весело и не дорого. То что надо.
Получилось неплохо.

Я голосом Капеляна радостно называл их истинными арийцами,

а Даша шикала на меня, закатывала глаза и говорила, что я её позорю и это международные слова которые все понимают

Я говорил что я шучу и они не арийцы никакие,

а наши Степа и Ваня!

Потом мы пошли осмотреться и погулять по городу.
Нюрнберг — это родина  средневекового художника Альбрехта Дюрера (который кролика нарисовал), здесь построили первую железную дорогу в Германии и именно тут был изобретен глобус и карманные часы на цепочке. А ещё тут  оказались  красивые  водоёмы

и старинные дома как в многочисленных немецких городках которые мы видели до этого

и соборы

но  улицы тут были гораздо шире, да и вообще сам город неожиданно оказался  очень большим

В Нюрнберге даже есть метро и мы на нем прокатились

А  вагоны тут ходят без машинистов — всем управляет ЭВМ! ))). Вот фото и это первый вагон, а не последний.

от Сокольников до парка на метро

Вот как раз вышли на остановке рядом с  парком.

Вообще в Нюрнберге как и во многих немецких городах много зелени, воздуха, водоёмов, мостов…


Здесь как обычно надо до чего-то дотронуться и желание сбудется и, конечно,  Михалыч полез сразу на ограду

Что бы это ни значило

Лебединое озеро




Если приглядеться, можно увидеть Степу и Алену, пытающихся покорить скалу в центре Нюрнберга. Скала тут торчит не случайно — это её маленький кусок и  она  1050 года рождения. То есть она ещё старше, но в 1050 году на ней  начали строить   Нюрнберг.


Классический обед в Германии: тушеная свиная рулька, кислая капуста, сосиски, картошка

И пиво,  конечно. Я пиво не пью и не люблю, но  в Германии не удержался от бокала нефильтрованного.

А потом мы перешли к серьезной и тяжелой части нашего тура и поехали в музей нацизма. Официальное название этого музея — «Центр документации Места проведения Митингов Нацистской Партии».  Расположен он в крыле недостроенного  задания гигантского конгресс-холла, где когда-то собирались нацисты.
А пока мы едем — вот фотография  здания, где судили нацистских преступников — тут проходил тот самый Нюрнбергский процесс. Длился он, к слову сказать не несколько дней или недель, как я думал,  а почти год.

Почему суд над гитлеровскими преступниками проходил именно в Нюрнберге, а не в Берлине — исторической  столице или не в Бонне — новой столице ФРГ или не в Мюнхене, где Гитлер  когда-то начинал свою деятельность? Дело в том, что штаб-квартирой партии нацистов  был именно Нюрнберг. Это был их город. И важным аргументом было то, что тут можно было масштабировать все идеи Гитлера —  проводить съезды, собрания, шествия и митинги. Это было то самое фашистское гнездо которое  странам антигитлеровской коалиции удалось раздавить 77 лет назад — как раз к маю 45 года. Так что судить этих преступников решили именно тут — скажем так,  по адресу их прописки.
И вот крутость нации заключается в том, что спустя 77 лет после разгрома, когда уже в живых никого не осталось и можно легко свалить вину на некие «обстоятельства», на «другие поколения» или на «не всё так однозначно»  они находят в себе мужество говорить об этом, не замалчивать, не замыливать и не отмалчиваться. Говорить как есть, без прикрас, без лакировки,  обхода острых  тем и рассказов про то какой Гитлер был «эффективный менеджер» и как он поднял промышленность Германии и проложил дороги по которым мы ездим до сих пор.
В музее нацизма проходит постоянная экспозиция, рассказывающая о том, как создались условия при которых возник и распространился нацизм. Как от идей спорта, здоровья нации и счастливого имперского будущего

всё плавно перекочевало к культу личности и  форме со свастиками,

а затем к концлагерям и преступлениям против человечества
Я шепотом давал Степе и Ване пояснения, потому что, они, конечно многого не знали

Архивные документы, фотографии,  макеты, карты…

Вот тут можно послушать радио — как звучала пропаганда того времени. Как людям  днём и ночью промывали мозги и как они начинали ненавидеть тех, с кем раньше дружили и жили по соседству просто потому что они другой национальности. И потом они совершали преступления. Некоторые искренне, по зову сердца, кто-то боясь расправы,  кто-то  оправдывая себя и  прикрываясь  пропагандистскими лозунгами, приказами   партии  и правительства. И как за всем этим  стоял   один человек, который смог создать эту  империю зла и превратить когда-то нормальных людей  в убийц и сделать так, чтобы на долгие десятилетия  всю нация ассоциировалась  с агрессией и захватнической войной.

А это очень грустная  фотография. На ней изображен красноармеец Владимир Полтавский.
Сколько ему лет? Наверное 20, хотя кажется что 16. Испуганные  и серьезные глаза мальчика на которого вдруг  рухнула война. И всё что было, всё оказалось за секунду  перечеркнуто и вся жизнь исковеркана и  все мечты — всё порвано в клочья. И надо идти на фронт, защищать свою страну на которую напали. А дома у него осталась жена и сын.

Маленький мальчик, которому он написал на обороте: «Мой сын, поцелуй меня здесь, на этой фотографии, и я поцелую тебя». 1941 год.

И судя по тому, что эта фотография оказалась в немецком музее, мальчик так и не получил письмо — его папу убили или взяли в плен в том же 41-м…
Всё это тяжело и грустно. Но хорошо что такой музей есть, потому, что  к сожалению, всё это актуально и сейчас.

Рядом с музеем находится гигантское сооружение — трибуны и перед ними огромное поле

Это Поле Цеппелина, названное в честь графа Цеппелина, которому на это поле  удалось посадить свой дирижабль.

сейчас это место выглядит так:

А в 30-е годы  Альберт  Шпеер (архитектор империи, личный архитектор фюрера) предложил Гитлеру  обнести часть поля мощными  трибунами из камня, сделать  колоссальную по своей ширине лестницу  и использовать  поле для проведения масштабных митингов, шествий и спортивных состязаний. Вот как выглядело это сооружение:

Вот как оно выглядит сейчас

Торжества и марши нацистов проходили тут с 1923 по 1938 год. Каждое шествие и парад имели несколько целей – показать какая особая немецкая нация (какой у неё свой путь) , какая сильная и мощная немецкая империя и что нет никого другого кроме отца нации в лице Гитлера который и путь укажет верный и всё расскажет, всё покажет, всё объяснит и всех переиграет. За ним как за каменной стеной. И вообще — если не он, то кто же?
Это сейчас ступени обветшали, тут тихо и пустынно

разве что могут привезти автобус со школьниками

чтобы рассказать о преступлениях нацистов

а раньше тут было совсем по другому. Раньше тут было вот так:

Поле вмещало 300.000 человек. Здесь снимала свои фильмы главный нацистский кинорежиссёр Лени Рифеншталь — в том числе «Триумф воли» и «Победа веры». В 1938 года съемки были посвящены аншлюсу — Германия присоединила к себе Крым. Ой, то есть Австрию конечно.
Шпеер придумал целую концепцию с 300 флагами со свастикой натянутыми за трибуной с Гитлером. С зенитными прожекторами , которые пускали лучи света в небо.

Их  было 130 и они давали суммарную мощность света 38 мегаватт. Такой прожектор  размером с холодильник, сейчас можно увидеть в  музея нацизма.

Прожекторы были установлены вокруг и на специальных вышках  над полем.

Это  было ключевой особенностью мероприятий, важнейшим моментом митингов нацистской партии. Позже это действо даже получит своё название — его назовут    Храм  света Шпеера.

На колоннах справа и слева от главной трибуны горели чаши с огнем.

Шпеер  использовал освещение, чтобы подчеркнуть архитектуру и максимально  эффектно представить Гитлера.
Митинги начинались с оперы, разумеется, Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры», которую исполняла Берлинская государственная опера ( музыка этого композитора до сих пор не исполняется в Израиле ), а церемонии включали парад, во время которого выносились партийные флаги. Затем  прожекторы  направляли на трибуну, куда Гитлер должен был выйти чтобы произнести свою речь, а пока он приближался, из всех громкоговорителей звучала музыка Вагнера.  Митинг заканчивался проникновенной и эмоциональной речью Гитлера.  Министр пропаганды Геббельс говорил, что такие митинги превращают участника «из маленького червячка в часть большого дракона».
Шпеер был всего лишь архитектором. Он лично никого не убивал и не пытал — работал с карандашом, а не с автоматом. Но от ответственности не ушел и он. После войны тут же, в Нюрнберге его осудили на 20 лет и он отсидел весь срок. Так что возмездие настигает даже тех пособников режима, которые лично никого не расстреливают и не убивают, а только служат делу пропаганды и оболванивания людей.
Мы гуляли по потрескавшемуся бетону — очевидцу событий, ветер гнал облака, светило солнце и в этой части света был мир, который обошелся когда-то всем народам очень дорогой ценой

Те самые постаменты для чаш с огнем

Трибуна на которую выходил Гитлер

Митинги проходили осенью, в октябре. Последний должен был называться «Митинг мира», но его отменили, поскольку за месяц до этого Германия под предлогом «симметричных мер» вторгалась на территорию Польши, после чего началась мировая война и все силы были брошены как раз на завоевание мира.

Но, как мы знаем, добро победило. Победило тогда и, хочется надеяться, будет побеждать всегда. Потому что добро всё равно в итоге побеждает хуйло. И все, кто были причастны к преступлениям против человечества , здесь , в Нюрнберге понесли наказание. И так и должно быть — все начальники и все архитекторы войны получают по заслугам. По другому просто не может быть. Не может и не должно.

 Stepan-Ivan
Stepan-Ivan
Очень познавательно, спасибо!
Спасибо!