Вот многие мне написали – мол, что это Вы, Дмитрий, вероломно на Германию нападаете, пишите про неё обидные вещи. Но вот смотрите – не успели мы вернуться из Германии, как нам понадобилось поехать в Берлин. К сожалению состыковать поездки и превратить две в одну, чтобы не летать туда-сюда как «тётя стюардесса», не получилось и мы, практически не распаковав чемоданы полетели в Берлин…
Дорогие Степа и Ваня! Пишу вам очень быстро из столицы ФРГ — города Берлина. Берлин совершенно необычный город — когда-то он был разделен стеной (на фото) на две части, каждая из которых принадлежала двум разным странам — ГДР и ФРГ. При этом сам город целиком, находился на территории ГДР. И, наверное, нет на земле второго города с такой необычной историей.
Мы с мамой улетели сюда по делам и заодно встретиться с друзьями, которые к нам сюда прилетели из Испании. Погода у нас хорошая, прохладно, но вроде пока солнышко. Через два дня
тут все будут праздновать Хеллоуин и мама очень переживает, что не взяла с собой ни одной маски вампира — действительно, вот беда, ситуация хелп-ситуация сос!
Мы через два дня приедем, а пока Степан пусть собирает чемоданы в Лондон, тренирует свой английский и готовится к встрече с настоящим двухэтажным автобусом.
Ваня! Не кусай его, пожалуйста, а то он у нас уже весь в синяках!
Целуем вас,
Папа и мама.
А для всех остальных читателей — небольшое фото-путешествие по Берлину.
Берлин, конечно с точки зрения архитектуры совершенно не интересен – после войны он был отстроен практически заново и интерес в нём найдут лишь те, кто тоскует по социалистической архитектуре, а её у нас, увы, в избытке.
Тут есть действующий ресторан «Москва» в панельном доме и вот такие вполне себе советские многоэтажки
Но нам повезло — мы жили в восточном Берлине, в гостинице,в здании, построенном в начале 20-го века. Когда-то тут был универмаг, затем в период «ариезации» (это когда нацисты заставляли богатых евреев продавать за символические деньги свои магазины и рестораны «истинным арийцам») здание было захвачено членами партии Гитлера, затем, как это водится, тут расположились какие-то партийные функционеры уже от коммунистической партии.
Сейчас здание переделано в очень прикольную и стильную гостиницу, сделанную в духе 20-х годов прошлого века.
Берлин невероятно быстро развивается и несколько лет подряд обгоняет Лондон по количеству привлеченных инвестиций. Сюда едут со всего мира туристы, тут богатейшая культурная и тусовочная жизнь, а сам город — свободный и толерантный ко всем стал меккой модной молодежи, художников, поэтов, ди-джеев, модельеров, фотографов и пр. и пр.
Масштаб развития города можно оценить просто по одной цифре — только за прошлый год в Берлине открылось 180 новых отелей.
И вот, представьте себе, наши друзья ещё месяц назад посоветовали нам этот отель, а сами проворонили момент и спустя неделю уже не смогли найти свободный номер. И в соседнем отеле тоже. И ещё в одном. И потом ещё в одном. И, в результате, еле успели выкупить номер в отеле в 15 минутах ходьбы от нас.
А мы прилетели в Берлин, пришли на ресепшн и, несмотря, на всю немецкую пунктуальность ждали три часа в ресторане внизу, когда уберут наш номер. Ни в какой другой номер нас поселить не могли из-за загрузки отеля.
Ну хоть номер оказался прикольный — вот с такими лампочками и выключателями
И вот такими розетками на обоях с выпуклым орнаментом.
В минибаре я обнаружил грелку(!) концептуального белого цвета ))
А вот так стильно выглядят краны с питьевой водой в спортзале.
Очень красивая лестница в холле
лампы в баре в стиле ар-деко
И шикарная люстра, напоминающая об имперских временах
Вот в этом ресторанчике мы «томились» с удовольствием поедая пиццу.
Тут можно поработать — в центре стола розетки для нотбуков
Ещё лестница (простите не могу остановиться)
Это Даша
Но давайте выйдем в город?
Берлин, как я сказал, был полностью разрушен и полностью отстроен заново. Каждая из сторон старалась как могла. Не могу сказать, что Западный Берлин после войны был застроен какими-то ультра-современными зданиями. И не могу сказать, что Восточный был застроен панельными хрущевками. На самом деле обе части похожи друг на друга.
Вот, к примеру, улочка в Восточном Берлине. Ещё во времена ГДР её реконструировали и построили подобие «старых» немецких домов. Денег особо не было и фасады не заморачиваясь просто отлили из бетона.
Это самая маленькая улица Берлина. Она начинается от красного зонтика и заканчивается там, где на доме висит звезда. Ну то есть шагов 20. Тем не менее у неё есть название, а у этого единственного дома свой номер.
Это наши друзья повторяют знаменитый поцелуй Брежнева и Хонеккера на работе Дмитрия Врубеля «Братский поцелуй». Картина эта была нарисована прямо на берлинской стене, когда-то разделявшей один народ. Сейчас стены, слава богу, не осталось и только в некоторых местах Берлина для истории и туристов сохранили её фрагменты.
Вообще лучше всего об истории стены рассказывает немного самодеятельный музей «Чек пойнт Чарли», расположенный в том месте где когда-то стояли КПП — американское и гэдээровское. Главная точка соприкосновения двух систем.
Музей этот очень грустный — в нем рассказывается о том как строилась стена, как в одну ночь оказались навсегда разделены родители и дети, бабушки и внуки, те кому не повезло остаться на восточной части и те, кто успел перепрыгнуть в западную. А потом про долгие-долгие годы, когда жители восточного Берлина рыли подкопы, перелетали через стену на самодельных аэропланах, переодевались иностранцами и с поддельными паспортами пытались перейти границу, прыгали на проходящие мимо поезда, таранили стену автобусом, забирались в тайники, оборудованные в багажниках, моторных отсеках и в сиденьях автомобилей, прятались в чемоданах и даже звуковых колонках музыкантов. К сожалению, далеко не всем удавалось воссоединиться с семьей и обрести свободу — с 1961 года по 1989 год существования стены, при попытке бегства из этого концентрационного лагеря, пограничниками ГДР было убито около 200 человек и 3.000 человек было арестовано за попытку бегства.
6 февраля 1989 года был убит последний несчастный, а в ноябре того же года, благодаря усилиям Рональда Рейгана и согласии Михаила Горбачева, стены не стало.
Сейчас это уже память о тех не самых веселых временах и туристическая достопримечательность (охраняется государством, поскольку уже через год после падения стены стало ясно, что если не начать её охранять, то туристы окончательно разнесут стену на сувениры ).
Ну и, конечно, возможность сфотографироваться на память!
Потом мы заехали на блошиный рынок и купили там Степе гэдээровскую открытку тех лет. Он же любит песенку про открытки-конверты, а там как раз про дружбу детей из СССР и ГДР.
Так что мы подписали открытку как будто её написал мальчик из далекого прошлого.
Писали печтаными буквами, чтобы Степа, когда выучит буквы, смог её прочитать. Пока он может прочитать только слово «Стёпа», но у нас ещё есть время! ))
Там же купили конверт тех лет и отправили по почте в Москву.
А это уже аэропорт Темпельхоф.
Аэропорт был построен при Гитлере, был самым большим аэропортом Европы и отсюда был выполнен самый первый регулярный авиарейс в мире. Это бала авиакомпания Люфтганза и рейс был по маршруту Берлин — Калининград (тогда, правда он назывался иначе).
Поскольку Гитлер любил во всем нацистскую символику и имперскую эстетику, взлетное поле и здания аэропорта сверху напоминали распахнутые крылья приземляющегося на землю орла.
Здание аэропорта долгое время было самым большим зданием в Европе — его протяженность почти два километра
Во время войны аэропорт активно использовался гитлеровской авиацией, а после на целый год стал единственным способом переправки продуктов и топлива в осажденный западный Берлин. Под видом ремонта дорог, замены рельсов и чистки рек, правительство ГДР по сути устроило блокаду той части Берлина, что относилась к ФРГ. Но, поскольку, до открытого противостояния дело не доходило, то запретить летать и приземляться западным самолетам коммунисты не могли.
Так образовалась дорога жизни — самолеты британских и американских ВВС загружали продовольствием и топливом на территории ФРГ и они летели в Берлин, чтобы доставить продукты и медикаменты осажденному Западному Берлину.
Английские и американские летчики ежедневно и многократно совершали подвиг, потому что взлетные полосы аэропорта были старые и очень короткими для тех самолетов. Взлет, а особенно посадка требовали высочайшего мастерства пилотов. А теперь вдумайтесь — аэропорт принимал самолеты с частотой 1 борт в минуту. Эти события называли ещё «изюмным десантом», потому что американские летчики делали из носовых платков парашютики, привязывали к ним коробочки с изюмом и, при подлете к аэропорту сбрасывали их детям.
Подвиг летчиков увековечен вот этим памятником, в основании которого высечены имена разбившихся героев.
После снятия блокады аэропорт через какое-то время начал работать как обычный аэропорт гражданской авиации и в этом статусе проработал до 2008 года.
Сейчас аэропорт закрыт, тут пусто
И только орлы (правда уже без свастики) напоминают о прошлом этого колоссального сооружения
Интересно, что власти Берлина очень хотели застроить взлетное поле. Но жители Берлина проявили социальную активность, собрали необходимое количество подписей и провели референдум, темой которого была дальнейшая судьба гигантского пространства. Так взлетное поле осталось просто пустым пространством — на радость жителям тут разбиты огородики, кто-то тренируется прыгать с парашютом, кто-то катается на досках, кто-то приезжает на пикники, кто-то ловит ветер парусом на колесиках, тут устраивают концерты и занимаются бегом. Мэрия в шоке, но ничего поделать не могут — желания жителей закон. Почему-то сразу вспомнил про нашу Ходынку, которую обещали не застраивать и сделать на месте аэродрома парк. Разумеется всех обманули, всё застроили домами и с особым цинизмом в центре Ходынки построили гигантский торговый центр. И назвали его «Авиапарк» — мол, хотели парк — вот вам, пожалуйста — авиапарк.
А в Берлине мы застали ту самую золотую осень, которую так искали на юге Германии
А это вот, одна из достопримечательностей Берлина — сосиска с карри — карривурст.
История её появления такая: во время войны в западной части Берлина были разные войска, в том числе и британские. А Индия была колонией Британской империи. И у английских солдат в рационе была в том числе и приправа карри. Немцы выменивали у солдат одежду, обувь и в том числе еду. Видимо специй было много, а может приправа как-то не пошла у английских военных, но солдаты её охотно меняли на что-то другое. И вот одна предприимчивая фрау стала думать — что можно делать с этой приправой. И придумала пожарить сосиску, залить кетчупом и посыпать карри. Так образовался гастрономический символ Берлина — карривурст.
А на фото на вид вполне замызганная палатка, но в которой, как считается готовят самый вкусный (или самую вкусную?) каривурст. И вот, несмотря на ранний час — вы можете видеть огромную очередь — это люди стоят чтобы именно тут купить сосиску с карри ))
Вообще, как я писал, Берлин настолько круто и мощно развивающийся город, что тут очереди везде и повсюду — отель надо бронировать заранее, шансов попасть в ресторан в пятницу вечером без предварительной записи нет никаких, в клубы очередь в 40 минут на улице, на холоде не вызывает ни у кого возмущения.
Сам город очень приятный и очень приятные люди живут в нем. Все улыбаются, все вежливые, всегда готовы помочь. Пожилые люди с удовольствием говорят по русски и ностальгируют по прошлому, молодежь совершенно свободна, но при этом все корректны и приветливы.
Вот перед вами на фото желтый дом, а потом, правей небольшой светлый. Знаете, кто в нем живет? Ангела Меркель. Снимает тут квартиру со своим бой-френдом.
Не мы одни путешествуем с открытым верхом! ))
Очень много в городе осталось следов войны. Этот, разрушенный во время бомбардировки храм решили оставить в таком виде — как память о тех событиях.
Но очень часто на улицах встречаются вот такие фасады
О масштабах боёв, ужасе войны, подвиге наших дедов, подвиге союзников и том кошмарном адском котле, который тут был в 45-м можно судить по следам от пуль на стенах.
Но вот наступила суббота и пришло время Хеллоуина
Па-бам!
У нас в отеле приглушили свет
У входа расставили кроваво-красные свечи
И разложили тыквы
Даша тоже принарядилась к празднику.
Повсюду свечи
и зловещая паутина
Но наверху в баре и клубе на последнем этаже было очень весело — все были в костюмах, танцевали, пили и радовались жизни.
В тот же день зашел в магазин — а там дети — заходят в «страшных» костюмах и требуют конфеты.
И во всех магазинах у продавцов припрятаны конфеты и печенье и все детей радостно угощают. Дети визжат от восторга и несутся в следующий магазин.
А утром мы пошли погулять в соседний парк — уж очень день был хороший.
Поднялись вот на этот холм в центре парка. А знаете, что это за холм? Тут во время войны были зенитные установки гитлеровской ПВО. Бункеры бетонные, подземные ходы… После победы, эти военные объекты хотели взорвать, но это оказалось настолько сложно и настолько дорого, что было принято решение засыпать их строительным мусором, оставшимся после расчистки городских завалов. Образовался гигантский холм.
Сейчас тут всё заросло деревьями,
в парке многочисленные детские площадки
есть симпатичный прудик
и старорежимное кафе откуда-то из 70-х
Но если холм обойти с другой стороны, то можно обнаружить бетонные остатки зловещего бункера
Даша с Катей собирают гербарий
Уфф… На этом всё, а завтра мы поедем в Потсдам!
Продолжение следует