В минувшее воскресенье повёз миньончиков на Мосфильм — на экскурсию.
Приехали вовремя и стали ждать нашу группу у бюро пропусков. Когда-то, ещё до армии, я работал на Мосфильме, совмещая работу с учёбой в институте на вечернем, поэтому это был визит в родные пенаты.
Забавно, что как тогда, лет 30 назад главным местом встречи была проходная Мосфильма, так с тех пор ничего не изменилось.
Постоянные читатели знают особенность Стёпы захотеть писать (а то и не только!) в самых неподходящих местах. Так было и в этот раз — не успели прийти, как Стёпа заявляет, что хочет в туалет. Обычно в таких случаях времени на размышления остаётся немного и я начал судорожно метаться в поисках спасительной кабинки или кустика. Ваня подлил масла в огонь, сообщив, что он , пожалуй, тоже хочет писать. Обстановка становилась напряженной — на проходной туалета как не было 30 лет назад, так он и не появился, кустики тоже не выросли. По счастью, дядя-охранник сжалился над нами и пропустил нас на территорию без группы. Для этого мне пришлось сказать ему, что я тут работал и где находится ближайший туалет я знаю. Мосфильм — это целый город и заблудиться там очень легко, но… «глаза боятся — руки делают» и я по памяти действительно вспомнил дорогу к туалету в ближайшем павильоне. Во время разговора с охранником, Стёпа, конечно же, незаметно повесил своё большое шелковое ухо на гвоздь внимания и как только мы оказались на территории изумлённо засыпал меня вопросами:
— Ты прямо тут работал?
— Ты снимал кино?
— А какие фильмы?
— А они шли в кино?
— А я хочу их посмотреть!
И так далее.
Я объяснил, что работал в цехе звукозаписи ассистентом звукооператора и держал микрофон на съемочных площадках разных фильмов, в некоторых из которых принял участие «от и до». К примеру, в картине Сергея Соловьева «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви». Присутствовал по много дней, был рядом с такими актерами, как Абдулов, Збруев, Татьяна Друбич и другими.
Ну это я всё, конечно, Стёпе не рассказывал, а просто вам хвастаюсь.
А пока Стёпа задавал свои вопросы, мы шли темными пустынными мосфильмовскими коридорами к заветному туалету напротив 6-го павильона, а Ваня немного боялся и спрашивал у меня своим обстоятельным басом:
— Папа, а ты точно знаешь дорогу? Мы не заблудимся?
Дорогу я точно не знал, но в итоге был хэппи-энд — мы не заблудились и даже успели вовремя.
Надо сказать, что это был тот редкий случай, когда Стёпа захотел писать вовремя. В том плане, что здорово, что мы оказались тут без группы и без экскурсии. Я немного помнил что-где находится и смог по дороге ребятам сделать свою мини-экскурсию. К примеру, мы заглянули в 6-й павильон, я показал ребятам огромные двери через которые может въехать целый грузовик и они посмотрели декорации к какому-то фильму, которые как раз начали разбирать.
Когда я работал на Мосфильме, ко мне приезжали в гости девушки и я водил их здесь и морочил им голову, показывая жизнь главной киностудии страны. Конечно же мои экскурсии были в сто тысяч раз интереснее, чем та официальная, которая у нас была в тот день. Так что, благодаря Стёпе, нам удалось хоть немного отклониться от «генеральной линии».
А потом мы побежали обратно на проходную и по дороге Стёпа попросил меня сфотографировать вот это здание напротив киностудии. Ему очень понравился этот дом и он попросил меня сделать ему на телефон фотографию в качестве заставки. А дом, кстати, ему понравился тем, что с этого ракурса он выглядел как будто совершенно плоским, нарисованным.
Я был поражён, но ни программа, ни маршрут мосфильмовской экскурсии не претерпели никаких изменений за последние лет 10. Я вспомнил, что когда-то , давным-давно водил сюда Сашеньку, когда она была маленькой. Даже в Дисней-ленде периодически меняют аттракционы, а тут время замерло и такое ощущение, что экскурсии водят буквально след в след. Скоро на асфальте дорожки будут протоптаны по одним и тем же маршрутам.
Вот город из декораций. Даже когда я работал на Мосфильме он уже был. С тех пор ничего не изменилось, кроме, конечно, его внешнего вида. На фото, кстати, всё смотрится вполне солидно, хотя этот «город» сделан из крашеного пенопласта и фанеры.
Стёпа изумлённо стучал по гипсовым статуям рукой.
Было 15 градусов тепла и мы увидели вылезших погреться на поверхность жуков пожарных .
Поскольку экскурсовод про все объекты (в том числе и не живые) говорила «А это наши актёры!»
Стёпа спросил у меня:
— Эти жуки-пожарные тоже снимались в фильме?
Удивительно, но как и 30 лет назад, жива была инсталляция из фильма «Вий» 1967 года рождения.
Жива и даже работала. Ваня с интересом наблюдал за мытарствами бедной куклы, изображающей Леонида Куравлёва и страшной куклы Натальи Варлей
Кстати, говорят, американцы назвали этот фильм первым советским фильмом ужасов. На Стёпу эта информация произвела сильное впечатление и, на всякий случай, от пожилой инсталляции он отошёл на пару безопасных шагов.
Вот тут есть отрывок из этого фильма с этой сценой.
Потом нас галопом по европам провели мимо костюмерного цеха, операторского…
И привели в музей, сделанный в мосфильмовском гараже, где стоят съемочные машины и некоторые другие крупногабаритные объекты типа вот этой головы из фильма «Руслан и Людмила»
Голова, расположенная на полу, сейчас смотрела на нас добрыми карими глазами Шрека, а когда-то, в далёком 1972 году, вид у неё был куда более грозный:
Вот автомат с газированной водой — из похожего пил воду взволнованный Шурик
Трус, Балбес и Бывалый
Ещё тут были различные старые машины, но вроде как на ходу.
Волга Юрия Деточкина
Пока я фотографировал макет вот этих руин и объяснял Стёпе, что такое «комбинированные съемки», неожиданно пропал Ваня.
Ваня был обнаружен неподалёку, в компании динозавра.
— Ваня, ну что это такое?! Куда ты исчез?! Я же говорил тебе – без предупреждения нельзя никуда отходить!
— Я не хотел вас перебивать… — дипломатично пояснил Ваня
Потом Ване разрешили залезть в тачанку. Анатолий Папанов и Евгений Леонов с тревогой следили за успехами Вани в борьбе с белогвардейским движением.
Вообще Ване было немного скучно — всё-таки экскурсия рассчитана на детей от 7 лет. И это действительно так.
Оживился Ваня только в цехе «страшного грима». Вот фотография поэтапного превращения обычного студента из массовки в страшную нечисть
— Дети, если не будете вовремя стричь ногти, у вас будут такие же руки! — радовался я
Но больше всего Ване понравился вот этот персонаж:
Это был обгоревший мертвый танкист. Танкист Ваню потряс. Причем в хорошем смысле слова, потому , что Ваня восхищённо потряс его за его силиконовый палец, за что удостоился замечания от экскурсовода:
— Мальчик, не мучай нашего танкиста, ему и так плохо! (это почти про меня, когда меня мучают миньоны. Впрочем нет, выгляжу я немного хуже)
Больше обгорелых танкистов поблизости не было, впрочем и летчиков тоже не было. Так что Ваня потерял интерес к экскурсии и сел на лавочку.
Устал, бедняга
Экскурсия закончилась и мы пошли к машине. Стёпа попросил ещё раз сфотографировать этот дом, чтобы все увидели, что никакой он на самом деле не плоский.
А потом мы поехали к прекрасной Сонечке, купили ей цветы, куклу LOL-1 и пригласили в ресторан, как предписывают любые пособия за ухаживанием за красивыми девочками.
Степан накануне побывал в парикмахерской и теперь блистал стрижкой полу-бокс, которая так нравится всем, кроме меня
Обгорелый танкист, по счастью, никак не отразился на аппетите Ивана
После ресторана Соня пригласила нас в гости. Ваня с удовольствием с ней играл,
а Стёпа всем своим видом показывал, что он уже взрослый для таких игр и вместо этого снова развесил свои большие шёлковые уши на гвоздь внимания
и подслушивал взрослые разговоры.
Мосфильмовская экскурсия безнадёжно устарела. Никто уже не помнит половину тех фильмов, о которых там речь, экспонаты выглядят жалко и не современно, коллекции давно не пополнялись, детям имена Куравлёва, Папанова и Смоктуновского ни о чём не говорят, а сама экскурсия поверхностная и немного формальная. В общем, сходить, конечно, можно, но если есть свободное время и не испытывая сильных иллюзий. Всё это немного пыль, тлен и труха. Как сани из фильма «Снежная королева», в которые нельзя сесть, настолько у них протерлась обивка
сиденья.