Сами знаете, как работает у нас почта – открытку мы отправили ещё в середине октября, а пришла она только сейчас.
Дорогие Степа и Ваня! Мы уехали на три дня в Германию, оттуда доберемся до Брюсселя и вернемся в Москву.
Будем отправлять вам открыточки из сердца Баварии, с границы с Австрией, из маленьких немецких городков и потом из Брюсселя. Ведите себя хорошо, и, Ваня, не кусай Степу, пожалуйста!
Целуем,
Папа и мама
P.S. Если кому-то будет интересно посмотреть кучу фотографий из этого путешествия, то вам под кат ))
Мы прилетели в Мюнхен и взяли на прокат машину. Вообще хотели взять маленький Фиат-500, но, как обычно это бывает с прокатными конторами, дают не то что заказываешь, и в результате мы получили Фольксваген Жук кабриолет.
Вечером того же дня мы приехали в город Фюссен. Маленькие городки Германии полностью вымирают после 22 часов, поэтому на улицах не было ни одной машины и ни одного пешехода, а в гостинице не было консьержа. Ключ от нашего номера нам трогательно оставили под половичком.
Утром мы отправились смотреть знаменитые замки Баварии.
Скорее всего вы всё про это и сами знаете, но, тем не менее, я буду делать хаотичные и, возможно, банальные подписи к фоткам. Так что вы просто смотрите фотографии, а кому интересно, можно бегло читать мои ни на что не претендующие подписи.
Начнем с погоды. С погодой нам повезло — не было дождя и было солнечно. С погодой нам не повезло — было холодно — днем градусов 10, вечером 5-8.
Мы специально поехали 15 октября, чтобы увидеть работающие фонтаны — их закрывали на следующий день — 16 октября и, увы, к сожалению, золотая осень только-только пришла в Германию и ещё не вступила в полную силу. В основном деревья были зеленые, хотя всё равно кое-где были и желтые и красные и терракотовые цвета.
Это замок короля Людвига.
Вот он поближе. Именно замок Нойшвантайн так поразил Уолта Диснея, что стал прообразом сказочного замка — символа студии Дисней.
Внутри он роскошно отделан золотом, бархатом и прочими кренделябрами в лучших традициях замкового дизайна тех лет. К сожалению там нельзя было фотографировать внутри, так что есть только фотографии экстерьеров.
Замок я снимал вот с этого мостика, который король сделал специально для пеших прогулок.
Внизу, под мостиком водопад. Будучи перфекционистом и человеком, для которого крайне была важна эстетическая составляющая абсолютно во всём, Людвиг спроектировал мост так, что водопад начинался ровно посередине между мостом и дном ущелья. Всё как мы любим! )))
На снимке этого увы, не видно — загораживают ветви деревьев.
Вот так выглядит водопад уже с моста.
Вообще кругом очень красиво.
Германия прекрасна осенью.
Вот такой вид открывается из замка Людвига на окрестности
Кстати, справа от этого замка (это скромный замок отца Людвига) находится то самое Лебединое озеро, в честь которого назвал своё произведение Чайковский
Но вернемся к королю Людвигу и его замкам. Многие удивляются — почему король Баварии, строил свои замки так далеко от Мюнхена — столицы Баварии в те времена? Ведь даже по сегодняшним меркам расстояние приличное — больше 100 километров!
Людвиг был человеком утонченным, увлекающимся и, как все геи, ужасно обидчивым. Его самым большим другом, по сути, заменившим ему отца был величайший композитор Вагнер. Вагнер был не просто композитор —
он был признанным при жизни гением, знал об этом и совершенно не стеснялся при первом удобном случае об этом всем напомнить. Кстати, Вагнер был не только композитором, он придумал многие новаторские вещи в театре того времени, но все они служили только одному — подчеркнуть величие самого Вагнера. К примеру именно он посадил оркестр перед сценой. До него музыканты сидели как правило сбоку, на сцене, но он выдвинул их на первый план. Над музыкантами возвышался дирижер. То есть сам Вагнер, а актеры на сцене служили для него фоном. Также именно он придумал гасить свет в зале, чтобы публика во время действия не отвлекалась разглядыванием друг-друга. Ничто не должно было отвлекать зрителей от Вагнера.
При этом, как человек Вагнер был мягко говоря так себе… Он был антисемитом (возможно поэтому и стал впоследствии любимым композитором Гитлера) Он не стеснялся одалживать деньги, считая, что сам факт его обращения должен быть воспринят как подарок. О возврате долга не могло быть и речи. Вагнер был выше этого. К тому же он стал сожительствовать со своей секретаршей, которая была женой его лучшего друга и не особо скрывал свой роман. Вагнер был из Швейцарии и Баварию воспринимал как совершенно колхозную страну, не достойную его музыки и гения его масштаба.
«Лучше играть перед пустым залом, чем перед баварцами!» — заявлял он в интервью и газеты перепечатывали его слова. А баварцы их читали.
Тут надо пояснить, что Бавария, это одна из самых успешных и экономически-продвинутых земель Германии. Бавария кормит Германию и так было всегда. Во многом это связано с характером здешних жителей — они такие, довольно простые ребята, прочно стоящие на ногах, прижимистые, упрямые, четко следующие правилам и распорядкам, ну в общем совсем не про метания души, проблемы жизни и смерти, эстетику декаданса, несчастной любви, всяких валькирий и прочих нибелунгов.
Ну и, конечно, консервативные протестанты, не готовые к невозвращению долгов и любовной связи с секретаршей.
Но Людвиг всего этого не замечал. Он был влюблен в музыку Вагнера, боготворил его и готов был прощать ему любые выходки.
Когда терпение баварцев иссякло, они пришли к своему королю и мрачно сказали:
«Короче так. Или этого Вагнера тут не будет, или мы возьмем в руки вилы и тут не будет ни Вагнера, ни Людвига».
Поскольку ранее история уже знала такие примеры, Людвигу два раза повторять было не нужно. Он вызвал Вагнера, долго мялся, жался, но намекнул, что какбэ… ну что тому лучше самому покинуть Мюнхен. Вагнер оскорбился до глубины души, тут же дал интервью в газеты «какие-то свинопасы имеют наглость диктовать мне свои условия» и, хлопнув дверью, уехал к себе в Швейцарию.
Людвиг тоже разобиделся на своих подданных, уехал и Мюнхена и стал строить вдали от всех себе замки. Денег у него особо не было и он, по примеру старшего товарища, стал одалживать их. После его смерти честные баварцы, проклиная его и чертыхаясь, расплачивались по этим долгам ещё долгие десятилетия — суммы были астрономические, а среди кредиторов оказались не только частные лица, но даже государства. К примеру, Бразилия. Па-бам!
Так или иначе, он построил несколько невероятных роскошных замков, оснащенных по последнему слову техники.
Проектированием он занимался сам и главное в его проектах — была внешняя, эстетическая сторона вопроса. Стоимость и практический смысл значения не имели.
К примеру, в замках, вообще-то являющимися оборонительными сооружениями, винтовые лестницы всегда были закручены в одну сторону. Это делали специально — чтобы при отражении нападающих, стража замка имела преимущество во время боя: если находиться наверху, можно было свободно владеть мечом. Для тех, кто наступал снизу это делать было сложней — замаху мешала стена.
Людвига этот момент не интересовал. Его замки служили декорациями к операм Вагнера и он совершенно не собирался ни с кем сражаться.
В этих местах Людвиг построил несколько замков, и в каждом собирался жить по 40 дней, а потом переезжать в следующий. Но реально жил он только в одном-двух.
Немного сойдя с ума от разлуки с Вагнером, он уединялся в одном из замков и вел затворнический образ жизни — писал письма кредиторам и Вагнеру.
Он настолько разочаровался в собственном народе, предавшим его идеалы, что остаток жизни общался со всеми уже через своих адьютантов. К примеру, приносят ему на подпись какой-то указ — передают через секретаря. Хотят о чем-то спросить- все вопросы к помощнику. Обиделся, короче.
Причем настолько обиделся, что даже написал завещание, в котором отдельно указал, что после его смерти все построенные им замки должны быть разрушены до основания, чтобы баварцы не осквернили их своими ногами.
Однако, после смерти Людвига, его дядя, взошедший на трон, решил сгладить социальную напряженность и передал все замки народу — то есть баварскому государству.
Что же сделали рачительные баварцы? Правильно, уже на 10-й день после смерти Людвига в замки пришли первые экскурсанты.
Сегодня замки короля Людвига являются второй в Европе по популярности достопримечательностью после Эйфелевой башни.
А вот ещё один замок Людвига.
Изначально он хотел построить аналог Версаля, поскольку его любимым королем был Король Солнце — Людовиг ХIV. Однако места в горах было недостаточно и архитекторам, пришедшим в ужас от задумки короля, удалось его отговорить от строительства такого масштаба.
В результате получился Версаль, только маленький
Фонтаны, сады, парки
И архитектура в стиле барокко
Рачительные баварцы включают фонтан раз в час на 5 минут.
Еле успел сфоткать.
Я вот очень люблю фотографировать такие изысканные лестницы и ступени
Дворец окружает очень красивый парк в английском стиле.
Французский стиль, когда кусты пострижены ровно и в виде всяких геометрических фигур — шаров, пирамид и пр,
а английский — когда это вроде как обычный лес, нетронутая природа, но всё очень ухожено, красиво и чисто.
Как вы уже поняли, Людвиг был человеком со странностями, одной из которых было то, что он, как и Бармалей из одной известной сказки, «ненавидел докторишек». А точнее стоматологов. В его представлении это было что-то вопиющее — чтобы какой-то там знахарь копался в монаршем рту. Поэтому он предпочитал не лечить зубы. К 30 годам, когда -то красивый, под 2 метра ростом, отличный наездник и любимец женщин, он остался полностью без зубов. При этом, медицина тогда вполне уже успешно умела бороться и с кариесом и вырывать зубы, но он никого не подпускал, предпочитая терпеть страшные боли и гниющие зубы.
С болью ему помогали справиться фиалковые настойки, какие-то наркотические коренья и опиум.
Специально для курения опиума был построен и этот павильон в восточном стиле
Вот удалось снять через стекло входной двери
Интерьеры во дворцах были примерно в таком стиле. Всё дорого-богато и тончайшей ручной работы.
Там же, неподалеку, был построен огромный искусственный грот.
В нем было сделано небольшое искусственное озеро
с ладьёй в центре
и театральным задником в глубине
Здесь садился оркестр и разыгрывались сцены из опер Вагнера
Их смотрел всего один зритель — Людвиг Баварский.
Грот был оснащен по последнему слову техники — тут менялась подсветка скал, хитроумная машина создавала туман, а по скалам бежал искусственный водопад. Людвиг проводил тут ночи, в полном одиночестве слушая оперы Вагнера. За его добровольное отшельничество, трагичность судьбы и ночной образ жизни, его прозвали Король Луна (по аналогии с Королем Солнца)
А что же Вагнер? — спросите вы. Вагнер так никогда не приехал в эти замки. Король в добровольном изгнании, да ещё и без денег был ему не нужен и совершенно не интересен. Людвиг писал ему письма, страдал, но Вагнеру это было безразлично, он вовсю был занят обустройством собственного театра имени себя.
Людвиг Баварский умер в июне 1886 года. В возрасте 40 лет. Официальная версия — утонул при невыясненных обстоятельствах. К этому времени терпение баварцев уже иссякло, короля по сути арестовали, вывезли из его замков и отправили на принудительное лечение на Штарнбергское озеро. Там у него во время прогулки якобы случился припадок во время которого он решил покончить жизнь самоубийством, сопровождающий его врач бросился его спасать и оба они утонули. Так или иначе история темная и до конца совершенно не ясная. До сих пор, в годовщину дня смерти Людвига Баварского, члены общества его поклонников (и такое есть в Германии) садятся в лодки на Штарнбергском озере и кладут на воду венки из лилий в том месте, где нашли тело короля.
Надеюсь, что тем, кто смог дойти до конца этого рассказа было интересно, ну а мы отправляемся дальше, на север, по маленьким немецким городкам. Так что продолжение следует…