Добро пожаловать! Этот журнал – дневник ежедневных наблюдений за взрослением двух молодых людей – Степана и Ивана. Их восприятие жизни, первые и последующие шаги, взаимоотношения друг с другом и окружающим миром.

Основные действующие лица:
Степан (он же Стёпик, Степанча, и Стёпик-Стопик)– молодой человек, 2012 года рождения. Обаятельный, добрый, застенчивый интеллигентный лентяй.
Иван (он же Михалыч, он же Булка с маслом, он же Иван Какао)– ещё более молодой человек 2014 года рождения. Обстоятельный коварный тролль ангельской наружности.

Алёна (она же Лёсик, Лёсик-пылесосик) - юная красотка 2008 года рождения, добрая, веселая, компанейская отличница. Оооочень любит животных.
Дима – папа Стёпы и Вани, он же автор этого журнала.

Даша – мама Алёны, преподаватель английского и французского. Считает себя Ларой Крофт и, если что, готова стрелять с двух рук без предупреждения.

Бабушка Таня – главный критик и наставник в семье.

Бабушка Эля – живет в Санкт-Петербурге, бывает в Москве не так часто.

Бабушка Женя – всегда забывает дни рождения внуков.


Няня Нина – вечная защитница, рукодельница и по сути ещё одна бабушка.


Лиля и Игорь – помощники по хозяйству.


Животные – Алёнина лже-собака Гуглик (порода шицу – made in china), породистые дворняги Муся (она же лже-пантера), Дуся (она же лже-овчарка), Батон (самый главный из всех). Рыжий кот Рыжик (сам по себе и никому не подчиняется).

В эпизодах многочисленные родственники, друзья и соседи.

Помимо забавных рассказиков про Степана и Ивана в нашем жж можно найти полезные советы интересные ссылки, красивые фотографии и рассказы про путешествия. Журнал обновляется ежедневно и просуществует до исполнения 18 лет самому младшему ребенку. Так что присоединяйтесь к кругу наших постоянных читателей, пока не поздно! Ура!

1 сентября  КАМЕРА  СМОТРИТ  В  МИР –школы Финляндии: «Мы готовим детей к жизни, а не к экзаменам».
2016

nature4.708x394x50

Независимо от того уже  ходят ваши дети в школу, идут сегодня в первый класс или это вас ждет довольно скоро, рекомендую прочитать  очень интересное интервью с Еленой Анатольевной Ленской — деканом факультета Менеджмент в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Последние годы Финляндия считается мировым лидером в школьном и дошкольном образовании. О том, благодаря чему это происходит, как готовят учителей и чему учат в финских школах:
 
Первый успех финнов в сравнительных исследованиях PISA был зафиксирован еще в 2001 году, с тех пор эти исследования повторяются каждые три года, и финны всегда занимали в них лидирующие позиции, только в последнем цикле немного уступили нескольким странам, но результаты финских школьников по-прежнему высокие.
Что такое PISA? Это исследование, которое проверяет, насколько пятнадцатилетние школьники могут в жизненных ситуациях применять те знания, которые они получили в ходе изучения учебных дисциплин. Ведь у нас как бывает: после урока русского языка закрывается дверь и дальше можно делать ошибки, и на это чаще всего учителя других предметов не особенно обращают внимание. PISA как раз смотрит на то, как знания живут за пределами того урока, на котором ты их получил. Например, если дается задача по физике, как правило, проверяется то, как ты пользуешься математическим аппаратом, причем задание дается таким, какое оно бывает в жизни, когда ты не знаешь, какие условия тебе пригодятся, а какие нет – надо выбрать, какие из них важны. Как выяснилось, наши дети умеют это делать гораздо хуже финских, потому что у финнов сама программа устроена так, чтобы дети постоянно применяли свои знания в жизненных ситуациях. Финны говорят: «Мы готовим детей к жизни, а не к экзаменам». На мой взгляд, это очень важно.
Исследование PISA проходит уже 15 лет, но наши педагоги о ее результатах почти ничего не знают. Каждый финский педагог может сказать, как в этом году выступили финны, что из этого следует и на что нужно обратить внимание. Казалось бы, им можно расслабиться и почивать на лаврах, ведь они лидеры, но этого не происходит. Хотелось бы, чтобы и мы уделяли больше внимания результатам тех исследований, за которые мы, помимо всего прочего, платим немалые деньги, и чтобы от них была польза не только ученым, но и педагогам-практикам.
Финны сами не ожидали, что их результаты будут такими успешными. Сейчас в Финляндию потянулись ученые и педагоги из всех стран. Стоит приехать в любой финский университет, там обязательно будет делегация из Германии или близлежащих скандинавских стран. В последний раз в Университете Тампере я встретила делегацию из Словении. Германия даже в качестве национального приоритета выдвинула изучение того, что делают финны, чтобы перенести это в свою практику.
 
Многие считают, что главный залог успеха — в подготовке учителей. Если у нас в педвузы часто попадают далеко не лучшие выпускники школ, которые сами не очень успешно сдают ЕГЭ по базовым предметам, то у финнов это невозможно, у них очень много барьеров на пути к тому, чтобы стать учителем. Абитуриент должен доказать, что он умеет работать с детьми, причем не просто рассказать об этом, а представить так называемый портфель своих достижений: где, когда он работал с детьми и какие были отзывы об этой работе. Могут быть задачи на психологическую готовность учителя к работе в школе. Самое главное, что даже успешно обучившись в педагогическом вузе, человек обязательно проходит стажировку в школе, после которой его могут на работу в эту школу не взять. Зато когда учитель начинает работать, его не мучают бесконечными бумагами и отчетами, ему доверяют, а он доверяет детям. Это отдельная история.
 
Я видела ситуацию, которая в нашей школе вряд ли возможна. Учитель учил детей-первоклассников географической карте. Сначала они наблюдали проекцию предметов и определяли, что нарисовано на бумаге из того, что они видят вокруг. Потом им предложили картинку аэрофотосъемки, на которой им нужно было найти свою школу и те объекты, которые ее окружают, потом им показали карту той же местности и они определяли, что на ней изображено.. После этого они вышли во двор, где с помощью карты искали спрятанные предметы. Наконец, последнее задание – найти дорогу к дому своего одноклассника по карте, им нарисованной. Они шли в группах, не по одиночке. Когда я узнала об этом, я спросила: «Как же так, ведь на дорогах машины?», на что мне ответили: «Раз они пришли в школу сами, смогут дойти обратно, никаких проблем». И такое доверие к ребенку на каждом шагу.
Если у нас в педвузы часто попадают далеко не лучшие выпускники школ, которые сами не очень успешно сдают ЕГЭ по базовым предметам, то у финнов это невозможно, у них очень много барьеров на пути к тому, чтобы стать учителем. Абитуриент должен доказать, что он умеет работать с детьми, причем не просто рассказать об этом, а представить так называемый портфель своих достижений: где, когда он работал с детьми и какие были отзывы об этой работе. Могут быть задачи на психологическую готовность учителя к работе в школе. Самое главное, что даже успешно обучившись в педагогическом вузе, человек обязательно проходит стажировку в школе, после которой его могут на работу в эту школу не взять. Зато когда учитель начинает работать, его не мучают бесконечными бумагами и отчетами, ему доверяют, а он доверяет детям. 
Учителя должны уметь все и немного больше, чем то, чему они хотят научить детей. У нас в программах сейчас появляются важные задачи, например, учить детей критическому мышлению. Но мы не учили этому учителей, поэтому вряд ли все они смогут хорошо научить этому своих учеников. У финнов этот принцип соблюдается железно. Учителей учат всем тем полезным навыкам, которым они должны научить детей.
Еще один залог успеха в том, что финское образование — это государственный приоритет. В системе образования все равны и всем должны предоставляться одинаково качественные услуги: не всегда одинаковые, но одинаково качественные. Все услуги бесплатные. Учебники, проезд, «продленка», еда в школе – все бесплатно. При этом бывают случаи, когда детей нужно оставить в школе или детском саду на ночь, в этом случае родитель должен будет заплатить небольшую сумму (существует «потолок», выше которого он платить не станет), и будет обязательно осуществлена проверка, действительно ли родителю нужно, чтобы его ребенок находился ночью в школе (бывает, что предстоит дальняя дорога или родители работают в ночную смену, а живут далеко от школы).
До 7 класса программа везде для всех одинаковая, она очень насыщенная: там, например, с 3 класса два иностранных языка и язык преподается очень хорошо. Дети к концу начальной школы уже свободно объясняются. Один язык обязательно английский, второй — по выбору (раньше вторым обязательно был шведский). Очень много творческих предметов, где ребенок может самовыражаться. В каждом классе стоит пианино, практически любой учитель начальной школы на нем умеет играть. Это не вменяется в обязанность, ведь бывают люди начисто лишенные слуха, хотя это и лечится. Но подавляющее большинство учителей используют пианино по назначению. Дети учатся играть на инструментах, как правило каждый умеет играть на каких-нибудь двух.
Очень популярен курс драмы, когда ребенок действительно может проиграть самые разные ситуации. Фактически это преддверие театра, и это тоже способствует раскрепощению ребенка в школе, потому что у нас, на мой взгляд, программа перенасыщена серьезными предметами, а финны считают, что обучение должно доставлять удовольствие. 
Равенство не означает, что всех учат одинаково. Ребенок, который учится слабее других, обязательно получит помощь дополнительного учителя (у всех учителей есть помощники), который составит для него специальную программу, чтобы компенсировать тот разрыв, который у него есть с его одноклассниками. Если у ребенка отклонения в развитии, он будет учиться в той же школе, где все остальные дети, на каких-то занятиях его, может быть, будут сажать отдельно, чтобы заниматься с ним индивидуально. Но везде, где можно, он будет вместе со своими сверстниками.
У нас очень любят говорить про то, как нужно учить одаренных. В Финляндии вы редко про это услышите, есть люди, которые этим занимаются, но это не приоритет государственной политики. Приоритет государственной политики — чтобы все дети достигли определенного уровня образования. Потому что, как говорят не только финны, те дети, которые успевают очень хорошо, – это уже не достояние данной страны, это достояние мира. Они могут поехать туда, где им будет комфортнее работать и продолжать учиться, а все, кого мы не доучили, останутся с нами и общество будет вынуждено оказывать им социальную помощь
В Финляндии институт репетиторства отсутствует начисто, его просто нет. Мало того, они и родителей не поощряют к тому, чтобы они занимались собственными детьми. Когда финские родители пытаются делать домашнее задание вместе с ребенком, им говорят: «Знаете, сводите детей в театр, в музей, сходите с ними в лес, а уроки – это наше дело, мы будем этим заниматься».
Финны считают, что дошкольное детство – это не подготовка к жизни, а это и есть жизнь. Поэтому нужно, чтобы эту жизнь ребенок проживал полноценно. И полноценность проживания этой жизни заключается в том,что дети занимаются деятельностью, которая ведущая в этом возрасте , а это игра. Но не та игра, которую часто предлагают не очень сведущие педагоги, которые считают, что если они детей поставили в кружок и стали бросать им мячик по очереди, то вот, дети поиграли. Нет, настоящая игра, подходящая для этого возраста, это игра спонтанная. В такую игру взрослым не нужно вмешиваться, на нее нужно просто дать ребенку время, чтобы разбудить его воображение,реализовать его творческий потенциал и т.д. Я посмотрела на расписание в нескольких финских детских садах. У нас часто считается хорошим расписание, которое напичкано до предела разного рода занятиями: “так, дети, встали, построились, перешли”. У финнов вся вторая половина дня в детском садике, — это свободная игра ребенка.
В помещении детского садика перегородок практически нет, дети всех возрастов играют вместе, игрушки все общие, всё общее. Игрушки, кстати, совсем простенькие — деревянные куклы , домики, машинки — детям надо дать простор для воображения и додумывания. Воспитатели есть, но они не вмешиваются в игру детей, если только не возникла бурная ссора и надо помочь погасить конфликт. Но и в этом случае, они попытаются сделать так, чтобы дети конфликт разрешили сами, для этого их вооружают разными приемами.
У ребенка, который не играл, плохо развито воображение, он не может поставить себя на место другого. А это значит, что ребенок не будет способен к сопереживанию, к милосердию, поскольку он не может увидеть себя со стороны. Игра и ранняя творческая деятельность этому очень активно содействуют.
У нас некоторые считают, что подготовка к школе – это посадить детей за парту, научить их поднимать руку, научить их читать, считать, писать. Вот тогда ребенок будет хорошо готов к школе. В Финляндии практически никто не занимается специально такими вот занятиями по чтению, счету и так далее. Но у детей масса ситуаций, когда им требуется что-то написать. Сначала, свое имя на шкафчике, например. Потом им требуется, например, повесить какой-то свой значок на тот вид занятия, которым они хотят в ближайшее время позаниматься. А там словами написано. Поэтому надо как-то все-таки прочесть. 
Начиная примерно с четырехлетнего возраста, дети в садике уже не обязаны спать вовсе. То есть, если захотят, то есть место, где они могут это сделать (чаще всего это просто тюфячки, на полу лежащие). Ребенок уставший падает на этот тюфячок и спит. Для маленьких детей там кроватки, которые, как правило, не занимают места, потому что они выкидываются из стены и только на это время становятся кроватями, а так это свободное пространство, где дети опять же играют. Для совсем крошечных есть складные кроватки или с решеточками, но это для совсем маленьких. Таких, как правило, там очень мало. Никто не заставляет детей есть то, чего они не хотят. Предполагается, что ребенок сам знает, когда ему нужно поспать и что ему нужно поесть. Всегда есть какой-нибудь перекус: если ребенок не доел вдруг во время обеда, то он может в определенном месте взять яблочко или сухофрукты и пожевать, если проголодался. Но никто не будет его насильно заставлять: «Ешь кашу, обязательно ешь!».
Вообще, главное, что я хотела бы сказать про финское образование, — в нем нет унижения. Вот полностью ребенок свободен от унижения, которое, к сожалению, у нас в школах, вплоть до старших классов присутствует. У нас считается, что ребенка обязательно надо ругать, потому что иначе стимула не будет расти и бороться. В Финляндии это абсолютно недопустимо. Кстати, интересно, что там не приветствуется, и когда у учителей есть любимчики.
В Финляндии очень верят в то, что детей надо воспитывать на природе. Природы там много, и она богатая, но при этом, достаточно суровая. Тем не менее, есть, так называемые, лесные школы, куда детишек, уже в конце начальной школы и старшеклассников отдают на достаточно длительный период. Они могут на выходные приезжать домой, но пока они в лесной школе, у них нет ни мобильников, ни планшетов, ни каких-нибудь других гаджетов. Они сами готовят себе еду. Они что-то там ищут в этом самом лесу и заготавливают. 
Отсюда: http://www.msses.ru/about/news/3206/

Добавить комментарий

Войти с помощью: 


Июнь 2012

Декабрь 2012

Январь 2014

Август 2014

Сентябрь 2014

Декабрь 2014

Январь 2015

Февраль 2015

Март 2015

Апрель 2015

Май 2015

Июль 2015

Август 2015

Сентябрь 2015

Октябрь 2015

Ноябрь 2015

Декабрь 2015

Январь 2016

Март 2016

Апрель 2016

Август 2016

Сентябрь 2016

Октябрь 2016

Ноябрь 2016

Декабрь 2016

Январь 2017

Февраль 2017

Март 2017

Апрель 2017

Май 2017

Август 2017

Сентябрь 2017

Октябрь 2017

Ноябрь 2017

Декабрь 2017

Январь 2018

Август 2018

Январь 2019

Май 2019

Сентябрь 2019

Октябрь 2019

Август 2020

Сентябрь 2020

Октябрь 2020

Декабрь 2020

Январь 2021

Апрель 2021

Июнь 2021

Июль 2021

Август 2021

Сентябрь 2021

Октябрь 2021

Ноябрь 2021

Декабрь 2021

Январь 2022

  • Янв
  • Фев
  • Мар
  • Апр
  • Май
  • Июн
  • Июл
  • Авг
  • Сен
  • Окт
  • Ноя
  • Дек