Добро пожаловать! Этот журнал – дневник ежедневных наблюдений за взрослением двух молодых людей – Степана и Ивана. Их восприятие жизни, первые и последующие шаги, взаимоотношения друг с другом и окружающим миром.

Основные действующие лица:
Степан (он же Стёпик, Степанча, и Стёпик-Стопик)– молодой человек, 2012 года рождения. Обаятельный, добрый, застенчивый интеллигентный лентяй.
Иван (он же Михалыч, он же Булка с маслом, он же Иван Какао)– ещё более молодой человек 2014 года рождения. Обстоятельный коварный тролль ангельской наружности.

Алёна (она же Лёсик, Лёсик-пылесосик) - юная красотка 2008 года рождения, добрая, веселая, компанейская отличница. Оооочень любит животных.
Дима – папа Стёпы и Вани, он же автор этого журнала.

Даша – мама Алёны, преподаватель английского и французского. Считает себя Ларой Крофт и, если что, готова стрелять с двух рук без предупреждения.

Бабушка Таня – главный критик и наставник в семье.

Бабушка Эля – живет в Санкт-Петербурге, бывает в Москве не так часто.

Бабушка Женя – всегда забывает дни рождения внуков.


Няня Нина – вечная защитница, рукодельница и по сути ещё одна бабушка.


Лиля и Игорь – помощники по хозяйству.


Животные – Алёнина лже-собака Гуглик (порода шицу – made in china), породистые дворняги Муся (она же лже-пантера), Дуся (она же лже-овчарка), Батон (самый главный из всех). Рыжий кот Рыжик (сам по себе и никому не подчиняется).

В эпизодах многочисленные родственники, друзья и соседи.

Помимо забавных рассказиков про Степана и Ивана в нашем жж можно найти полезные советы интересные ссылки, красивые фотографии и рассказы про путешествия. Журнал обновляется ежедневно и просуществует до исполнения 18 лет самому младшему ребенку. Так что присоединяйтесь к кругу наших постоянных читателей, пока не поздно! Ура!

15 февраля КАМЕРА СМОТРИТ В МИР — ПРО ОБРАЗОВАНИЕ 2022

Большая, но интересная аналитическая статья относительно образования детей. Читается легко, так что советую отложить на неё 15 минут времени и прочитать за чашкой кофе.

Про реформу образования. Попробовал свести к общему знаменателю десятки писем. Получился большой объем текста — я разобью его на несколько постов. Буду признателен комментариям, развивающим тему. Комментарии типа:

— а я вот учился по старой системе и ничего, умным человеком вырос

— советское образование было лучшим в мире

— ничего у вас не получится

— миру не нужно столько гениев — нужны слесари и т.п. — это плохие комментарии.

 

Реформа образования нужна не для того, чтобы удовлетворить чей-то зуд реформаторства — а давайте что-нибудь поменяем. Необходимость реформы возникла по трем основным причинам:

 

  1. Общество очень быстро меняется и повышаются требования к выпускникам школ и институтов. Прусская модель образования, относящаяся к детям, как к фабричным изделиям одного года выпуска не справляется со своей задачей.

 

  1. Появились новые и гораздо более эффективные способы обучения. Нет необходимости отнимать у детей детство, чтобы набить их ненужными знаниями, которые они забудут через несколько лет.

 

  1. Обучение перестает быть временным, а становится постоянным. Каждому человеку нужно будет раз в несколько лет проходить какие-то дополнительные курсы или осваивать новую профессию. Главная задача сегодня — научить людей учиться и получать от этого удовольствие.

 

Следующие пункты не являются догмами и каждый из них должен рассматриваться самостоятельно. Это скорее приглашение к дискуссии.

 

 

 

 

  1. Государство и школа

 

К затратам на образование нужно подходить не как к потере денег, а как к одной из самых эффективных инвестиций в будущее страны. По американской статистике даже в вопросах правопорядка один доллар, вложенный в систему образования, эффективнее четырех долларов, вложенных в полицию. Финансирование образования должно быть увеличено — это один из самых важных институтов в стране. Хорошим образованием можно решить огромное количество проблем в обществе.

 

Монополия государства и отсутствие конкуренции в области образования — это зло. Возможен полный уход государства из этой области. Каждому ребенку будет выдаваться ваучер на образование, а школы будут бороться за эти деньги самостоятельно. Победят лучшие методологии и лучшие школы, чьи ученики достигнут лучших результатов. У каждой школы должен быть общественный совет, состоящий из учителей, родителей, детей и меценатов школы. Весь бюджет школы должен быть прозрачным. Меценаты, вкладывающие деньги в образование, должны получать налоговые вычеты

 

Реформа образования должна начинаться с реформы ВУЗов, готовящих учителей. Сегодня в педагоги идут по остаточному принципу. Программа обучения учителей устарела примерно на сто лет.

 

Зарплата учителей должна быть значительно увеличена. В школу должны идти лучшие из лучших. У учителя на уроке должен быть помощник.

 

Министерство образования является паразитической, очень дорогой и ненужной надстройкой. Учителя тратят огромное количество времени на заполнение планов и отчетов. Они должны быть полностью освобождены от этого.

 

В школе должны работать несколько профессиональных психологов, задача которых не допускать буллинга, помогать детям в обучении и в выборе специализации

 

Патриотическое воспитание в школе — это глупость. Патриотизм воспитывается совершенно другими методами. Полководцы, революционеры и прочие пионеры-герои — очень плохая ролевая модель. Никакие убийцы не могут быть моделью для подражания. В отличие от ученых, врачей, писателей, художников, изобретателей, предпринимателей и первооткрывателей. История цивилизаций — это не только войны и императоры, это прежде всего открытия и изобретения — и технические и гуманитарные и социальные.

 

Законодательно должно быть запрещено участие учителей в организации выборов и в рекламе любых политических партий в школе. Школа — вне политики. Репутация учителей должна быть вне подозрений — они потом этими губами наших детей учить будут.

 

Религии в школе не место. Религия — осознанный выбор взрослого человека. Верующие родители при желании могут водить своего ребенка в воскресные религиозные школы.

 

  1. Организация учебного процесса.

 

Классно-урочной системе только что исполнилось 500 лет. Для своего времени это был прорыв. Но сегодня система, в которой один класс изучает одну тему до тех пор, пока все не поймут, безнадежно устарела.

 

Ребенок должен развиваться с максимально возможной скоростью. Другие дети не должны его тормозить. Раньше это было невозможно физически, но сегодня, с появлением компьютеров, это стало возможно сделать. У каждого ребенка должна быть индивидуальная программа обучения.

 

Учитель вместе с ребенком и его родителями могут совместно выбирать программу обучения — определять самые важные для него предметы, которым нужно уделять больше внимания. При этом должна быть возможность поменять эту специализацию при необходимости.

 

Школа боится игры, как огня. Между тем любая геймификация учебного процесса резко повышает его эффективность.

 

Давно пора отказаться от бумажных учебников. Любой материал должен сопровождаться множеством гиперссылок с аудио и видеоматериалами, которые позволят лучше и глубже понять материал.

 

Нужно честно ответить себе на вопрос: к чему мы должны готовить ребенка — к экзаменам или к жизни? И исходя из ответа внести коррективы в процесс образования.

 

Сегодня критерии экзаменов определяют чиновники, которые не имеют представления о том, какие именно компетенции востребованы в реальности. Лучше, если за содержимое школьных экзаменов будут отвечать университеты и предприниматели. Если ребенок сдает все экзамены успешно, он может закончить школу в любом возрасте. Нет необходимости держать детей в школе 11 лет.

 

Долгие трехмесячные летние каникулы — пережиток эпохи сельскохозяйственного цикла, когда рабочие руки нужны были в поле. Дети полностью выбиваются из колеи обучения и потом нужен как минимум месяц, чтобы они снова начали учиться. При этом задача школы не снизить нагрузку, а сделать так, чтобы детям было интересно учиться.

 

Школа, как правило, работает с закрытыми задачами. С задачами, у которых есть один правильный и множество неправильных ответов. И найдя один ответ, дети перестают думать. Между тем с такими задачами дети будут встречаться довольно редко. В школе нужно больше открытых задач.

 

В обычной школе есть люди, которые только учат (учителя), а есть которые только учатся (ученики). Это неправильная модель. Дети тоже должны учить других детей. Объяснять им на своем языке то, что они уже поняли. Это очень повышает самоуважение учеников.

 

Школьное образование очень сильно перекошено в сторону конкуренции, хотя опыт науки убедительно доказывает, что кооперация работает лучше. Необходимо большее количество совместных проектов, в которых дети учатся общаться, договариваться друг с другом и работать в команде.

 

III. Фигура учителя

 

Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит.

/Плутарх/

Задача учителя — не зачитывать текст по учебнику, а вдохновлять детей на учебу. Лекции, записанные лучшими педагогами, можно послушать в любом месте и в любое время.

Учителям крайне важны горизонтальные связи друг с другом. Нужна социальная сеть учителей. Любая глава в учебнике должна быть окружена облаком советов и лайфхаков от других учителей — как сделать эту тему интереснее.

Невысокий КПД школы объясняется не слабыми умственными способностями школьников — дети любят узнавать новое, а прежде всего неумением преподавателей просто, ясно, доходчиво и интересно изложить содержание изучаемого материала.

 

Очень хорошо работают перевернутые уроки. Это когда дети готовятся к новой теме дома, а на уроке ее обсуждают.

 

Учитель не должен вмешиваться в процесс, если ребенок сам успешно решает задачу.

 

У учителей не должно быть «любимчиков». Сравнение учеников друг с другом запрещено.

 

Для школы важна фигура любого учителя, в независимости от того, «важный» или «неважный» урок он ведет.

 

Уважение к своим ученикам — основа работы учителя. Никаких унижающих слов. Никаких «а голову ты дома не забыл?»

 

Как правило, русский язык и литературу ведет один и тот же учитель. Между тем, это два противоположных предмета, который требует совершенно разных навыков. Русский язык учит, что нарушать правила нельзя, а литература учит как это успешно делать. Или как создавать новые правила. Разница примерно такая же, как между ездой по рельсам и свободным полетом.

 

Задача уроков литературы не в том, чтобы набить ребенка знаниями, кто утопил Му-му, а в том, чтобы полюбить чтение. Тогда все остальное человек прочтет сам. Сегодняшние уроки литературы скорее отбивают любовь к чтению.

 

За исключением случаев насилия учителя не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя. Конфликт — это нормально. Но они могут научить детей, как лучше разрешить конфликт. Детей нужно учить справляться с гневом, страхами, слушать друг друга, спокойно объяснять своё мнение, дипломатично вести переговоры.

 

Российские учителя сегодня фактически заинтересованы в том, чтобы ученик знал свой предмет плохо. Тогда учитель заработает дополнительные деньги на репетиторстве. Это порочная система. Учителя, которые хорошо учат, должны получать больше без репетиторства. Плохие учителя должны отсеиваться системой образования.

 

  1. Ученик

 

Школа работает только с внешней мотивацией — кнут (плохие оценки, неудовольствие учителя, вызов родителей) или пряник (хорошие оценки, грамота, похвала, медаль). Между тем внутренняя мотивация работает на порядок лучше — интерес, горящие глаза, осознание того, что ты смог и т.д. Лучшая мотивация — это выплеск эндорфинов от того, что ты узнал что-то новое и очень интересное. С внутренней мотивацией сложнее работать, но отдача от нее на порядок больше. Дети должны работать над сложнейшими или невозможными проблемами.

 

Три главных тормоза обучения — страх, скука и оторванность знаний от жизни. Задача обучения — решить все эти три проблемы. Между новым знанием и возможностью его применения должна быть минимальная дистанция. Например, задачи с дробями или решение непонятных уравнений.  Их хорошо совместить, например, с программой запуска ракеты в компьютере. И если одна задача решена неправильно, ракета взрывается на старте. И ребенок сразу понимает — для чего он решает задачу и к каким последствиям может привести его ошибка.

 

Обычно родители радуются, если их ребенок не делает ошибок. Но это значит, что ребенок занимается слишком простыми задачами, которые он уже освоил. Фактически весь смысл образования состоит в том, чтобы делать все более сложные ошибки.

 

Необходимо доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Ученик сам выбирает, что для него полезнее.

Не все дети одинаково проходят экзамены, Некоторые собираются перед экзаменами, а другие, наоборот, теряются. Для одного четверка — это очень плохо, а для другого прекрасный результат. Можно вообще отказаться от оценок, поставив критерий как в игре — на следующий уровень можно перейти только тогда, когда без ошибок прошел предыдущий. И тогда нам не нужно будет знать оценки ученика— достаточно знать, какое количество уровней он прошел. Потому, что пройти их можно только на отлично.

 

Обычным предметам, «отвечающим» за психо-физические и моторные активности (физкультура, музыка, реже — танцы, театр, общение с природой) уделяется минимум времени, эти предметы имеют глубоко вторичные приоритеты в нынешних системах образования. Это в корне неправильно. Т.н. «базовые» предметы должны быть теснейшим образом переплетены с предметами, развивающими «ум через тело», а уже «интеллект» через «ум». Примеров очень много, начиная с самых несложных — внимание правильной осанке (сидя и стоя); глубокая проработка фонетики родного и иностранных языков (этому очень мало уделяется времени даже в «специализированных» языковых школах), отсюда внятная, грамотная и богатая устная речь; красивое и четкое письмо — каллиграфия и черчение очень полезны для психомоторного запоминания сложных образов.

 

  1. Родители

Если вы не получали специального образования, то вы, скорее всего, посредственные учителя. Наличие пианино в доме еще не делает вас хорошим пианистом, а наличие ребенка в доме — хорошим родителем. Когда вам нужно починить автомобиль, лучше идти к хорошему механику, а когда нужно научить ребенка — лучше идти к хорошему педагогу.

 

Домашние задания, которые родители делают со своими детьми — это лучший способ их поссорить. Можно отказаться от домашних заданий вообще. Родители нужны для любви, для путешествий, для разговоров и походов в кино. При этом ничто не мешает родителям передавать знания своим детям вне школьной программы.

 

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель должен узнавать в последнюю очередь, в случае необходимости.

  1. Школы

Современная школа — это нечто среднее между фабрикой и казармой. Никакому нормальному человеку не хочется проводить там время. В новой школе должны быть укромные закутки и открытые пространства, мастерские и тренажерные залы, лаборатории и музыкальные инструменты, места для игр и возможность ребенку поспать при желании.

Очень хорошо, когда в школе есть животные — они учат детей и заботе и эмпатии. При этом дети перестают быть самыми слабыми.

 

К образованию нужно подходить, как к единой системе. Некоторые знания, которые ребенок с трудом осваивает в восемь лет за год, в одиннадцать лет он с легкостью понимает за неделю.

 

— 3-5 лет — полная свобода (никаких запихиваний в детей еды, обязательного сна по расписанию и сидений ровно в попытке выработать усидчивость). Посещение свободное. Максимальный упор на развитие мелкой моторики, физической формы, творчества и только в игровой форме. Обязательное обучение путем погружения во второй (неродной) язык. Обучения «чтению/счету» прочим «наукам» только по уровню или как хобби.

 

— 5-10 лет. Начала обучения базовым наукам, геймификация, первые проекты. Одновременно начинает работать система клубов по интересам. Физическое развитие в виде игр продолжает иметь значение.

 

— 11-14 лет. Первые серьезные проекты. Только здесь появляются первые тесты и первые оценки. Есть обязательная программа и некий базовый минимум. В основные предметы входят проектный подход, базовые алгоритмы, психология и коммуникация, предмет повседневных навыков. Система кружков усиливается. Переход свободный.

 

— 14-18 лет. Конец базового минимума. Основной упор на выбор пути и самоопределения и обязательные курсы «как учиться учиться» и «системное мышление». У каждого в качестве экзамена собственный проект с защитой, возможно сотрудничество, может быть работа.

Нужно допустить к образовательному процессу в высших учебных заведениях представителей заинтересованного бизнеса. Сегодня выпускник ВУЗа в лучшем случае пригоден к переподготовке, а в общем случае его фактически приходится учить заново. Подавляющее большинство учебных программ безнадёжно устарели. Молодые специалисты приходят на рабочие места со знанием толщин линий по ГОСТу, навыками ручного расчёта балок и опытом работы с теодолитом, а бизнесу нужны знания современных материалов, навыки программирования и опыт работы с 3D сканером.

 

У каждого ВУЗа должна быть полная автономия вплоть до территориальной: университеты должны сами организовывать порядок на своей территории — для студентов это опыт налаживания связей и самоорганизации на уровне большой общины.

8 thoughts on “15 февраля КАМЕРА СМОТРИТ В МИР — ПРО ОБРАЗОВАНИЕ

  1. АватарЮлия says:

    Как же круто все разложено по полочкам! Готова подписаться под каждым словом. Глядя на текущее положение дел, хочется плакать. У дочки в гимназии ругают не за ту обувь или одежду…Какое это вообще имеет значение в процессе обучения? Она в школе с 8 или с 9 утра и приходит домой около 16.00 плюс задают просто неимоверные объемы домашнего задания. По сути она загружена больше, чем я, работающая стандартный 8-часовой рабочий день (к тому же я на удаленке, что добавляет свободы). А помимо учебы ей еще хочется и отдохнуть, и уделить время своим хобби (танцы, гитара, второй иностранный). В итоге ребенок живет на пределе физических и психологических возможностей с непонятным по факту итогом…А Минобр занимается какой-то херней, придумывая каждый год новые элементы школьной формы и добавляя никому не нужные дополнительные предметы в ущерб тем, которым как раз таки стоило бы уделить больше внимания. Грустно это все(((

    1. Stepan-IvanStepan-Ivan says:

      Да, это правда, по факту дети загружены больше родителей — с утра и до второй половины дня учатся, потом домашка, а как же кружки на радость бабушкам? В общем реально не продохнуть. К сожалению, система образования у нас мягко скажем, подустарела

  2. Аватаревгения says:

    Посмотрела схему с пирамидкой и поняла, что баба Дуня была гениальным педагогом. Когда ты учился в младших классах, она притворилась совершенно неграмотной и попросила тебя научить её читать и писать. Ты подошёл к этому делу весьма ответственно, почувствовал себя строгим учителем, задавал домашнее задание и был совершенно неумолим — ставил двойки беспощадно! Заодно и сам кое-чему научился)))

    1. Stepan-IvanStepan-Ivan says:

      Обучая лучше всего учиться )))

  3. Аватарsvema says:

    Не согласна только с пунктом про учебники. Т.к и сама, и оба моих ребенка лучше воспринимают информацию именно прочитав ее, делая пометки на полях, выделяя маркером и т.д. Это проще делать в бумажной книге.
    Предлагаю в начальной школе отменить ручки как таковые. Все письменные работы ученики выполняют простыми карандашами, чтобы иметь возможность исправить ошибку в любой момент. Сейчас снижение оценки за «грязь» в тетради только развивает страх перед ошибкой. Хотя, на самом деле, ученик выполнил работу, сам нашел ошибку, сам её исправил — это скорее заслуживает похвалы, чем порицания.
    Развивать в детях нешаблонное мышление. Т.е если он решил задачу на математике (физике, химии) не тем способом, который они в данный момент изучают, то это не повод для незачета. Но если он использовал не самый рациональный способ — то объяснить ему, в чем он, возможно, неправ.
    Дети в школе не должны бояться ошибаться. Ошибка во время обучения — это нормально и правильно.

    1. Stepan-IvanStepan-Ivan says:

      Во Франции во всех учебных заведения ученики пишут стирающимися ручками , которые продаются в каждом магазине и есть любых цветов. С одной стороны ручка, с другой резинка которая её стирает. Мне кажется французы весьма удивятяся, когда узнают, что где-то существуют миры в которых нет стирающихся ручек

  4. АватарБабушка Эля says:

    Очень интересная статья, спасибо.

    1. Stepan-IvanStepan-Ivan says:

      Да, мне тоже понравилась

Добавить комментарий

Войти с помощью: 


Июнь 2012

Декабрь 2012

Январь 2014

Август 2014

Сентябрь 2014

Декабрь 2014

Январь 2015

Февраль 2015

Март 2015

Апрель 2015

Май 2015

Июль 2015

Август 2015

Сентябрь 2015

Октябрь 2015

Ноябрь 2015

Декабрь 2015

Январь 2016

Март 2016

Апрель 2016

Август 2016

Сентябрь 2016

Октябрь 2016

Ноябрь 2016

Декабрь 2016

Январь 2017

Февраль 2017

Март 2017

Апрель 2017

Май 2017

Август 2017

Сентябрь 2017

Октябрь 2017

Ноябрь 2017

Декабрь 2017

Январь 2018

Август 2018

Январь 2019

Май 2019

Сентябрь 2019

Октябрь 2019

Август 2020

Сентябрь 2020

Октябрь 2020

Декабрь 2020

Январь 2021

Апрель 2021

Июнь 2021

Июль 2021

Август 2021

Сентябрь 2021

Октябрь 2021

Ноябрь 2021

Декабрь 2021

Январь 2022

Февраль 2022