В Ургенч мы прилетели рано утром, солнце ещё не встало. На улице оказалось неожиданно холодно. Утром было -1, и мы немного мерзли — никто не рассчитывал, что в Узбекистане может быть холоднее, чем в Москве. Встретились с водителем, который должен был нас отвезти в Нукус, погрузились в микроавтобус и отправились в путь.
Ехать нам нужно было два с половиной часа и все, конечно сразу уснули. Горе-путешественники! Мы же впервые в Узбекистане! Надо же смотреть по сторонам, впитывать новые впечатления!
Впитывали только мы со Стёпой
Однако впечатления были примерно вот такие:
и ещё вот такие
Стёпа попросил меня сфоткать фанерную гаишную машину
Солнце вставало когда мы пересекали реку с красивым названием Амударья — крупнейшая река в Средней Азии. Несмотря на то, что эта река является первой в мире по мутности воды, зрелище было очень красивым. Я попытался разбудить Дарью, чтобы она посмотрела на Амударью, но тщетно.
Пейзаж за окном не менялся и ещё через час уснули даже самые стойкие
Мы приближались к Нукусу — первой точке нашего путешествия.
Навстречу стали попадаться пешеходы и машины.
Автопром в узбекской провинции как будто замер в 70-х — «газоны», жигули «копейки», уазики, зилы, старые заправки как из «Берегись автомобиля» со стрелочкой, вращающейся по циферблату, антирадары (я думал их больше не существует). Полный набор машин из моего детства.
Дороги тоже как будто из 70-х — разбитые и очень плохие. Но это мы ехали в Нукус. Что такое плохие дороги мы узнали, когда поехали в Муйнак.
Но вот мы приехали в нашу гостиницу. На впечатлительного Стёпу произвел впечатление раздел 4 и он стал волноваться:
— А их точно не пустят? А они точно не придут к нам в номер?
Дело в том, что туристическая отрасль в Узбекистане начала развиваться относительно недавно, поэтому многих вещей, к которым все мы привыкли и они кажутся нам вполне рядовыми тут нет. К примеру, мало где принимают к оплате карты — надо заранее запасаться наличными. Далеко не везде работает интернет. Или вот гостиницы — нам предстояло много переездов и много отелей, но нигде не было возможности поселить детей в два смежных номера, так что Стёпа с Ваней были в одном номере, Алёна в другом, а мы с Дашей в третьем. И не всегда на одном этаже. Для Стёпы с Ваней это был первый такой опыт и Стёпа волновался. Впрочем, к третьему переезду они уже освоились, научились звонить по внутреннему гостиничному телефону, но в Нукусе просили чтобы мы не запирали на ночь дверь в наш номер, чтобы если им будет страшно они могли прийти к нам.
Гостиница у нас была вполне милая, чистая и опрятная. По нукусским меркам так просто роскошная.
Все привычные нам гостиничные удобства и правила в узбекской провинции не распространены — минибаров нет, чемоданы в номер я тащил сам, паспорта забрали и сказали, что отдадут когда мы будем уже выезжать. Но были и свои плюсы — к примеру, мы приехали уже сильно позже окончания времени завтрака, но нас гостеприимно усадили за стол, накормили какими-то вкусными пирожками, сыром, йогуртом
напоили чаем с вареньем и конфетами ))
После завтрака мы отправились погулять. Несмотря на синее небо…
…и вполне уже дневное время, было холодно и поздняя очень вокруг.
Прежде всего мы отправились к банкомату чтобы обзавестись наличными деньгами
Ура! Мы богачи!
На самом деле нет. 100.000 сумов это всего-навсего около 700 рублей.
Нукус оказался совершенно неинтересным, тусклым городом без лица. Но сюда мы ехали не для того, чтобы увидеть древние восточные дворцы и мечети — всё это нас ждало в Хиве, Бухаре и Самарканде. Сюда мы приехали чтобы посетить Нукусский художественный музей имени И.В. Савицкого (увы, не наш родственник, мы всего лишь его однофамильцы)). Вот здание музея.
Это самый центр города и его главная (и, как мне кажется, единственная) достопримечательность. Неудивительно, что сюда приходят фотографироваться молодожёны.
Само появление Нукусского музея — загадка и парадокс истории. Зачем нужно было во времена СССР создавать музей такого уровня (равно как и филиал Академии Наук, многие другие научные и культурные структуры) в таком захолустье? Даже сейчас, в 21 веке в Нукусе живет всего 300.000 человек. А что тут было в 50-е годы?
Но Игорю Витальевичу Савицкому — художнику, учёному, реставратору, коллекционеру удалось сделать совершенно невозможное.
После войны он приезжает в Среднюю Азию, руководит этнографической экспедицией, рисует, знакомится с местными художниками и… влюбляется в эти места. В 50-е годы он переезжает из Москвы в Нукус (боюсь себе представить как он выглядел в то время, глядя на то, как он выглядит сейчас). Однако Игоря Витальевича это не смущает и он убеждает местных чиновников создать музей живописи. Савицкий какими-то правдами и неправдами добивается выделения средств и начинает покупать для музея работы местных художников. Сам Игорь Витальевич обладал отменным вкусом, разбирался в живописи, сумел развить собственную школу, но главное — где-то на периферии советской власти, в глубокой глуши, на отшибе создаётся коллекция совершенно уникальных работ русского и узбекского авангарда. Савицкого называли «среднеазиатским Третьяковым» — он финансово поддерживал местных художников, покупал их работы, писал сам, учил детей и стал пользоваться столь весомым авторитетом у местных чиновников, что через какое-то время сумел сделать даже невозможное — в беднейшем Нукусе ему начали выделять средства на покупку работ не только местных художников, но и просто важных с его точки зрения работ по всему Союзу.
Так, пока в Москве шли «бульдозерные выставки» на которых уничтожали картины, Савицкий скупал их и перевозил в Нукус, подальше от начальственного ока компартии.
Ему удалось вывезти сотни, тысячи, десятки тысяч работ забытых, заклейменных в формализме художников-изгоев в далекий от политических центров Нукус. Постоянно рискуя быть причисленным к разряду «врагов народа», Савицкий разыскивал объявленных вне закона художников или их наследников, приобретая по всей Стране Советов осужденные и отвергнутые режимом произведения. Игорь Витальевич понимал, чем это всё чревато и разглашал далеко не всю информацию о художниках, чьи работы он собирал в музее. Ради спасения и сохранения шедевров он не только избегал публикации некоторых данных, но и прибегал к хитростям. Так, например, работы Михаила Шемякина оформлялись в музее как произведения «неизвестного художника». А в ситуации с другим художником Савицкий специально упускал из «списка существенных фактов» его имя и не сообщал, что тот был политзаключённым. В результате кредита доверия от местных властей, Савицкий за 10-15 лет собрал коллекцию музея. Постепенно «нукусское собрание» получает известность. В 1966 году музею выделяют здание. В 1968—1969 годах его коллекция показана в Москве, в Музее Востока. Затем было парадное шествие по городам СССР: Таллин. Львов, Ленинград, Алма-Ата, Уфа, Казань, Ташкент и др. Авторитет Савицкого вырос настолько, что с ним считаются и в Москве. Министерство культуры СССР начинает оказывать ему поддержку, оплачивая его приобретения. Перед ним открываются двери архивов художественных ценностей. В 1975 году Савицкому было предложено отобрать для его музея часть коллекции произведений искусства, переданные в дар Министерству культуры СССР вдовой Фернана Леже Надеждой Леже. И теперь коллекцию музея дополняют десятки великолепных копий экспонатов Лувра.
Нам очень понравился музей
Эта картина самого Игоря Витальевича
Но вообще все работы отличные. На музей надо закладывать минимум полдня чтобы всё спокойно и без спешки посмотреть.
Ну как всё? Не всё, а хотя бы то, что будет выставлено в этот момент — коллекция Нукусского музея признается второй в мире по значимости и объему собрания произведений русского авангарда после коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге
Когда были мы, на этаже, где проходят временные экспозиции, шла выставка Николая Карахана.
Открыл для себя этого художника. Как, впрочем и многих других, чьи работы можно увидеть в этом музее.
В музее представлены не только картины, но и скульптура. Смотрите, какая красота!
Называется «Шёпот воды»
Или вот
Тут есть старинные артефакты, найденные Савицким во время археологических экспедиций
Костюмы коренных народов
Ещё нам с Дашей очень понравились картины Виктора Уфимцева.
Про эту картину Стёпа сказал:
— Это я когда получил пятёрку
Увидел вот эту картину:
Спрашиваю у подрастающего поколения:
– Кто это вон там, в левом углу?
— Какой-то президент! (Алёна)
— Не знаю! (Ваня)
— Николай Некрасов, Ельцин, ты! (Стёпа с интонациями хвастливого Незнайки)
Может быть это даже хорошо, что новое поколение не знает кто этот дядя?
Под конец Михалыч сдулся. Но это простительно — у нас был очень тяжелый день, а тут ещё и узбекско-русский авангард на него напал…
Тем не менее, отзыв оставили
Стёпа был краток:
Ваня был лаконичен:
В настоящий момент в коллекции музея насчитывается 90.000 работ. Сейчас это место, ради которого люди со всего мира едут в Узбекистан вообще и в Нукус в частности.
Если вы любите живопись 20 века, если вы окажетесь в западной части Узбекистана, я очень и очень рекомендую вам преодолеть все бытовые сложности, плохие дороги, дальние расстояние и приехать в Нукус, чтобы посетить этот музей. Оно того стоит. И ещё я хочу поблагодарить Алишера — своего товарища, читателя этого журнала, без рекомендации которого, мы сюда бы не добрались.
Продолжение следует…
Дмитрий, спасибо Вам ! Если бы не Ваш журнал, никогда бы наверно и не узнала об этом музее. Вы умеете удивить своих читателей) как будто побывали вместе с вами.
Спасибо! И рекомендую очно если будет возможность ))
Вот это направление! «А все летят на юг, но мне туда не надо….»
))
Присоединяюсь к благодарности за рассказ! Очень интересные подробности про историю искусства в СССР
Спасибо большое, мне очень приятно ))
Дмитрий, спасибо за замечательный рассказ!!!! О художнике как Савицком слышала в детстве, на уроке МХК, но как-то все забылось.
Вот и ещё одно место, которое очень хочется посетить.
Митрич эмигрировал после того как шантаж перешёл на детей
https://www.facebook.com/dmitry.chernyshev.5/posts/5319530551403518
Да, это ужасно…
Умные, яркие, успешные люди не нужны этой стране