Когда-то давно я был с друзьями в Армении. Кажется была осень, я помню непрерывно шел дождь. Мы поехали куда-то за город, любовались сумасшедшими видами, фотографировали небо и бродили по мокрым камням оставшимся на месте древних храмов.
В одной из заброшенных, полуразрушенных церквей стоял человек. В руках у него была дудочка. Он играл на ней и его музыка совершенно завораживала… Я никогда не слышал, чтобы такой с виду простой инструмент передавал столько грусти, так плакал в руках музыканта. Мы стояли и слушали. Очнулись через пол-часа, когда нас позвал водитель – нужно было ехать. Хотел дать денег музыканту, но армянские друзья укоризненно остановили : «человек играет для себя, не обижай его деньгами». Так состоялось моё знакомство с дудуком – простой волшебной дудочкой, сделанной из абрикосового дерева.
С тех пор я мечтал попасть на концерт Дживана Гаспаряна – непревзойденного мастера игры на дудуке.
Дживану Арамаисовичу 88 лет. Он известен по всему миру. Со своей дудочкой он объездил все страны, его концерты собирают толпы поклонников этой музыки. Когда нужно было написать один из саунд-треков к фильму «Последнее искушение Христа» пригласили именно его– древний инструмент в руках Мастера передавал зрителям настроение фильма. Потом был «Гладиатор» и другие многочисленные работы, в том числе со Стингом и Лайонелом Ричи. В общем, я очень хотел побывать на его концерте. И каждый раз, когда я узнавал, что Дживан Гаспарян играет в Москве, у меня не получалось – то я куда-то уезжал, то ещё что-то. И вот, в этом году, увидев афишу я сразу купил билеты, чтобы уже точно ничего не сорвалось.
Концерт был в субботу вечером, нужно было добраться с дачи до города, по дороге заехать куда-то по делам и мы с Дашей стали собираться ещё днём. Стёпа, почуяв неладное сразу загрустил:
— А куда вы уезжаете? А почему вы одеваетесь? Вам же не нужно на работу? Сегодня же выходной?
— Мы едем на концерт.
— Я тоже хочу с вами на коцелт!
Даша, конечно была против. И билета у нас не было. И концерт этот был сложный, совсем не для мальчика 4-х лет. И концерт должен был идти полтора часа.
— Степа! – я сел рядом с ним на корточки – Это очень сложная музыка. Тебе будет скучно. Мы не можем взять тебя с собой. На концерте нужно сидеть тихо и нельзя разговаривать.
Степа заплакал.
— Я не буду разговаривать! – сказал сквозь слезы Степа – честное слово!
И в знак подтверждения зажал сам себе рот ладошкой.
После этого я позвонил в Дом музыки, узнал, что детям до 7 лет на вечерние мероприятия вход запрещён. Затем позвонил в дирекцию и узнал, что если ребенку купить билет, то вход для ребенка уже разрешен. Затем мы зашли на сайт и нашли одно свободное место в нашем ряду. Мы купили Степе билет, Даша одела его в парадно-выходной пиджак и замшевые ботиночки и мы поехали на концерт.
Войдя в зал, я нашел администратора и, показывая на Степу попросил пересадить нас на свободный ряд перед проходом, чтобы если что – Даша могла не мешая остальным зрителям тихонько выйти со Степой из зала. Нас пересадили на какой-то супер-вип-ряд (видимо, на случай приезда Путина), где мы сидели одни (соответственно без Путина).
Концерт состоял из нескольких, идущих без перерыва отделений. Первые пол-часа исполнялись пронзительные и грустные древние армянские композиции. Вот записал небольшой отрывочек, просто чтобы можно было понять, насколько это был не простой концерт для Степы:
Потом было 30 минут классических произведений, потом 15 минут исполнялись русские народные и затем, под занавес, голливудские треки.
И если сначала на сцене был один Дживан Гаспарян, то позже к нему присоединились музыканты его ансамбля, их становилось всё больше и больше. В какой-то момент на сцену вышла красивая девушка в блестящем платье, она пела на армянском языке.
Вот отрывочек просто для иллюстрации
В зале было несколько детей. Все в основном старше Степы и, наверное, только одна девочка его возраста. Все дети покинули зал на 20-й минуте концерта. Девочка на 10-й.
Степан держал слово, не баловался, внимательно слушал концерт и вежливо аплодировал после каждой композиции.
Я шепотом пояснял ему какой музыкальный инструмент как называется. После того, как Степа узнал, что огромные металлические трубы на задней части сцены , это музыкальный инструмент «орган», он продолжил слушать концерт, заткнув уши.
— Степа! Ты что! Немедленно перестань! Сейчас все подумают, что тебе не нравится концерт! – запереживал я.
Оказывается Степа подумал, что орган тоже будет играть во время концерта, и, пораженный его размерами, предусмотрительно заткнул уши – вдруг орган начнет играть слишком громко?
Музыкантов принимали очень хорошо и концерт и не думал заканчиваться. Прошло уже полтора часа, затем час сорок пять… Когда прошло два часа, Степа начал вертеться и стало понятно, что пора уходить. Это и так был подвиг с его стороны. В паузе мы незаметно вышли в холл.
Потом мы ехали домой и спрашивали у Степы – как ему концерт. Он сказал, что ему понравилось и показывал как звучат инструменты. Я думаю, что Дживану Арамаисовичу было бы приятно, если бы он узнал, что у него в этот вечер стало на одного поклонника больше.
Бонус-трек:
Если кому-то будет интересно: вот я нашел небольшой фрагмент одного из концертов Гаспаряна. В начале можно прочитать более подробно о нём, а потом просто оставить фоном звук и послушать волшебную игру на дудуке.
https://www.youtube.com/watch?v=rA4UlZBwHH8