Пока в августе этого года мы с Дашей ездили смотреть споменики , во время долгих переездов, на далеких серпантинах Черногории мы занимались делом – создавали программу мотивации наших детей.
Идея заключалась в следующем: дети всё время что-то хотят себе купить – образно говоря – то игрушку, то макдональдс. Мы вынуждены покупать, они вынуждены просить и канючить. По возможности максимально жалобно. А система мотивации с получением денежного приза в конце недели на свои развлечения решала эту задачу и должна была мотивировать детей хорошо учиться, читать и быть паиньками.
И я готов поделиться с вами этой самой системой мотивации. Кстати, буду рад вашим комментариям, критике и советам!
Итак, вот описание придуманной и разработанной нами мотивации.
Правила, которые мы озвучили нашим детям были такие:
1. Мы им НЕ покупаем никакие макдональдсы, конфеты и игрушки (подарки на дни рождения и прочие праздники, разумеется, сюда не входят).
2. Мы покупаем только БАЗОВЫЕ вещи – необходимую одежду, продукты, билеты в театр. А всё, что касается не базовых, покупок и развлечений — игрушек, сладостей, кино с друзьями, панда-парков – это всё они покупают сами и на свои деньги, которые зарабатывают благодаря полученным баллам. Макароны, мясо, гречку покупаем мы, а сникерс – на свои деньги. Необходимую одежду покупаем мы, а захотел модную бейсболку – покупай сам.
3. За какие-то нарушения баллы снимаются.
4. У каждого своя шкала баллов, поскольку у каждого свои возможности.
5. У каждого своя шкала штрафов .
6. Раз в неделю, по воскресеньям мы подводим итоги и выдаём им деньги на их развлечения.
Самым сложным было сделать шкалу получения призов, шкалу штрафов и всё так грамотно рассчитать, чтобы соблюдался баланс и была заинтересованность. Мы собрали в один столбик всё, что мы хотели чтобы дети делали и в другой всё, что мы хотели чтобы они не делали. Количество баллов по каждому пункту писали по ощущениям. Впоследствии вносили небольшие корректировки.
В какой-то день, когда мотивация была готова и прописана, мы собрали товарищей и озвучили им прейскурант:
Алёна
За что можно получить звёздочки?
— прочитанное вне школьной программы произведение 1-3
— пятерка — 2
— хорошо написанный рассказ — 3
— если хвалит учитель по французскому — 2
— выученное произведение на гитаре — 2
— призовое место в олимпиаде — 3
— победа команды в соревнованиях между школами по баскетболу — 2
— приготовленное для всех блюдо — 2
— помощь по дому вне обязанностей — 1
— помытая после ужина за всеми посуда — 1
— красивый рисунок — 2
— отсутствие двоек всю неделю — 3
— отсутствие троек всю неделю — 3
— другое по решению 1-3
За что звёздочки могут быть сняты?
— одежда не по погоде — 2
— не сделала домашку — 2
— получила двойку — 3
– не заправила за собой кровать — 1
– не выключила телевизор — 1
— грубо разговаривала — 1
— не покормила или не проконтролировала чтобы Гуглик был накормлен — 2
— не погуляла или не проконтролировала чтобы с Гугликом погуляли — 2
— забыла пустить Гуглика в дом после прогулки — 3
— не убрала за собой — 1
— беспорядок в комнате — 1
— не убрала в гараж велосипед/самокат и пр — 2
— испорченные или потерянные личные вещи включая телефон — 3
— жалоба от няни Нины — 2
— покупка несогласованных продуктов — 2
— употребление в пищу несогласованных продуктов — 2
— нарушение запрета взрослых – 3
Стёпа
За что можно получить звёздочки?
— прочитанная вне школьной программы книга -3
— выученное произведение на гитаре — 3
— выученное произведение на барабанах — 2
— помощь по дому вне обязанностей — 1
— пятерка — 3
— одни пятерки всю неделю — дополнительно 3 звезды
— отсутствие двоек всю неделю — 3
— отсутствие троек всю неделю — 3
— помытая после ужина за всеми посуда — 2
— другое по решению 1- 3
За что звёздочки могут быть сняты?
— грубо разговаривал — 1
— толкал Ваню — 2
— травмировал Ваню – 3
— не застелил за собой кровать – 1
— разбросанные игрушки – 1
— не убрал в гараж велосипед/самокат и пр – 2
— не сделал домашку — 2
— получил двойку — 3
— не убрал за собой — 1
— потерянная челюсть — 3
— потерянные личные вещи включая телефон — 3
— одежда не по погоде — 2
— жалоба от няни Нины — 2
— покупка несогласованных продуктов — 2
— нарушение запрета взрослых — 3
Ваня
За что можно получить звёздочки?
— сделанную поделку в классе лепки — 2
— приготовленное блюдо — 3
— прочитанная книга (не менее 10 страниц) — 3
— сделанная на отлично домашняя работа — 2
— помощь няне Нине -1
— помощь по дому вне обязанностей -1
— похвалила учитель (равноценно 5-ке) -3
— помытая после ужина за всеми посуда — 2
— другое по решению 1-3
За что звёздочки могут быть сняты?
— грубо разговаривал — 1
— толкал Стёпу — 2
— толкал Алёну — 2
— травмировал Стёпу — 3
— не застелил за собой кровать — 1
— разбросанные игрушки — 1
— не убрал в гараж велосипед/самокат и пр — 2
— не убрал за собой — 1
— потерянная челюсть — 3
— потерянные личные вещи включая телефон — 3
— одежда не по погоде — 2
— жалоба от няни Нины – 2
— не сделал домашку -2
— покупка несогласованных продуктов — 2
— нарушение запрета взрослых — 3
И вот призовая шкала:
Что можно получить за звездочки?
Пакет эконом 15 – 2.000 руб.
Пакет комфорт 22 – 3.000 руб.
Пакет бизнес 30 – 5.000 руб.
После того, как мы озвучили нашу систему мотивации, Алёна приуныла и стала задавать уточняющие вопросы вчитываясь в то, что в договорах по кредитам обычно пишут мелким шрифтом,
Стёпа был озадачен,
Ваня был полон позитивного настроя:
— Я вас обыграю!!! – кричал он – Всё, можете даже не начинать, я выиграю у вас!!!
— Пап, чтобы ты понимал, на барабанах очень сложно играть – заметил Стёпа, изучив список и увидев, что за сыгранное произведение на гитаре ему положено 3 звездочки, а на барабанах только 2
Тем не менее система сразу заработала — уже в середине первой же недели Ваня оказался в лидерах – к четвергу у него было 10 звёздочек, а у Стёпы и Алёны по 7. Дети стали соревноваться друг с другом:
Алёна крутила суши
Стёпа и Ваня активно готовили салат оливье
Алёна убирала посуду в посудомоечную машину
Ваня по вечерам читал и рисовал,
а Стёпа разучивал партии на барабанах.
Мы были довольны, наша система мотивации явно работала. Однако, забегая вперед сразу стоит рассказать, какие изменения мы делали, постепенно обкатывая нашу систему. Возможно вам это пригодится, если вы будете пользоваться нашими наработками.
— При создании мотивации, надо соблюдать баланс между начислением баллов и штрафами, чтобы ни то ни другое не перевешивало. Поэтому, если в семье несколько детей разных возрастов, нужно учитывать это, делая для каждого свою шкалу. К примеру, Ваня пока читает очень медленно и слабо и он не может получать баллы за прочитанную книгу. При этом Алёне странно начислять баллы за прочитанную главу.
— И в шкалу начислений и в шкалу штрафов необходимо вносить актуальные изменения, корректируя примерно раз в два месяца. Собственно, жизнь подсказывает какие именно корректировки нужно вносить.
— Оказалось очень сложно удержаться от того, чтобы не купить что-то детям, к примеру, когда мы все вместе идём в кино – тут и поп-корн и лимонад и что-то ещё. Или, к примеру, что-то из серии не базовых товаров, но вроде как нужных – типа беговых лыж. Тут надо искать компромисс – с одной стороны дети не могут накопить на всё, что им может действительно понадобиться, с другой, если всё покупать, у них сразу падает мотивация – у них обязательно должна быть необходимость, а следовательно и желание заработать баллы/деньги.
— Ещё один сложный вопрос — это покупка подарков на дни рождения друзей. С одной стороны ребенок не может подарить стаканчик поп-корна только потому, что он мало заработал баллов или у него был штраф. С другой стороны он должен быть замотивирован зарабатывать деньги и на подарки своим друзьям и участвовать в покупке. Со временем мы пришли к тому, что половину подарка оплачивает ребенок сам из своих денег, половину добавляем мы. Такой компромисс вполне разумен и заставляет реят рациональней относиться к покупкам.
— Изначально мы думали, что будем подводить итоги дня ежедневно, а основной итог раз в неделю. Это оказалось неудобно и отнимало много времени. Через несколько месяцев была придумана более удобная схема: мы сделали групповой чат в вотсапе «Баллы» в котором были все заинтересованные лица. Это было более удобно – при начислении баллов или штрафов можно сразу писать туда информацию, которую дети могут видеть. К тому же они могут считать свои баллы, чтобы понимать, сколько им не хватает до очередной призовой ступени, что, несомненно их также мотивирует. К тому же не нужно было всё время возить с собой дневнички, вклеивать туда наклейки, вотсап всегда под рукой. Выглядит это так:
«запер Стёпу на балконе» )))))
Но на начальном этапе у нас были дневнички и мы делали всё «на бумаге», что не очень удобно.
Вот такая у нас система мотивации. А вы что-то подобное пробовали? Как решаете вопросы с карманными деньгами и хотелками?
Поделитесь в комментариях ))
Больше всего мне нравится пункт «потерянная челюсть»😀
И мне =))) =)
О да! ))) С челюстью мы намучились. Но… вроде уже не теряет ))
У меня схема более примитивная. Если оценка 5,то даю карманные деньги, позволяю сидеть в телефоне и смотреть тв, приглашать в гости. Если 4, то без телефона. Если 3,то без телефона и карманных денег. Если 2,то ничего не разрешаю. Единственный минус-я не могу постоянно сама строго выдерживать эти все дисциплинарные взыскания. А ещё став взрослой, поняла, как же тяжело и энергозатратно ругать и ругаться.. Хочется махнуть рукой на воспитание и гори оно всё синим пламенем. В общем… До идеала далеко. А ваша система мотивации очень интересная! Вы молодцы!
Да, насчет трудозатратности и эмоциональности всё это очень тяжело. А как Вы решаете вопрос, если в один день (неделю) и 5-ка и 3-ка и 4-ка?
Система интересная, хочется узнать сколько месяцев она уже работает к настоящему времени? Не возникает ли споров и ссор из-за того, что условно говоря, есть кто-то, кто оказывается ниже всех по баллам и начинает вести себя как плохиш? У нас система карманных денег (базовый доход), он не очень большой и его тоже на неделю можно лишится за какой-то плохой поступок. И есть отдельная система набора баллов за посуду в конце с призом. Условно — набрал 20 баллов за помытую посуду — получил приз.
Вообще, надо подумать, как взять часть из вашей системы и объединить с нашей.
Спасибо за идею, может быть, конечно, и можно что-то подкрутить — изменить. Но вообще система вроде как работает, к настоящему времени уже полтора года. Основная проблема в том, что они не следят за своими баллами, воспринимая их как данность в стиле «что воля, что неволя всё едино». То есть деньгам они радуются, баллам тоже, но какого-то соревнования, подсчета сколько не хватает до финиша и пр не происходит. Соответственно и нет никаких споров и ссор на эту тему. Не думаю, что это хорошо.
Да, еще интересный вопрос по поводу ставки для разных возрастов. Кажется, что потребности у Алены могут быть больше чем у Вани, но по этой системе получается, что вознаграждение одинаковое.
Вознаграждение одинаковое, но возможности для его получения разные. У Алёны больше возможностей и она ими пользуется, чтобы заработать больше