Знаете чем наш скромный журнальчик отличается от инстаграма? В инстаграме царит мир телепузиков — опрятных зеленых лужаек, нарядных счастливых и улыбающихся детей, не менее улыбающихся мам, все красивые все счастливы и пьют кофе из бумажных стаканчиков в модных кофейнях. Мы же тут публикуем правду и только правду. Какой неприятной она бы ни была.
И сегодня речь пойдет о Степане (он очень не любит, когда его так называют), а точнее о его учёбе.
Но сначала немного предыстории.
Стёпа ходит в очень платную школу и выбора особо у нас нет, поскольку школа открылась в прошлом году как плавное продолжение садика, куда продолжает ходить Ваня. Возить по утрам детей в разные учебные заведения сложно, тем более, что к садику у нас претензий никогда не было и мы очень надеялись, что школа будет являться славным продолжением этой традиции.
С момента начала учёбы Стёпы у меня накапливались внутренние претензии к школе, но касались они в основном, организационных вопросов и это не было чем-то из ряда вон выходящим. Ну какая-то всё время путаница с оповещением родителей, неудобное расписание никак не совпадающее с общепринятыми днями отдыха (типа отсутствия каникул 3,4 и 5 мая), начало занятий в садике и в школе тоже было разным и различалось на дурацкие 30 минут, из-за чего один ребенок вынужден был эти 30 минут болтаться в ожидании начала своих занятий и так далее. Прошлым летом меня (я кажется писал об этом) удивил список для летнего чтения для Стёпы — было непонятно что значит «чтение для учеников 2-х классов» — это для тех кто закончил второй класс или для тех, кто в него пойдет 1 сентября? В любом случае состав литературы типа «Айболит» и «Дневник синички» для мальчика, который сам делает конференции в зуме для одноклассников и видео-ролики к игре Амонг Ас, вызывали лёгкое удивление. Но «мы ж люди тёмные, может так и надо» — сомневался я. Наступил этот учебный год. А надо сказать, никакой возможности контролировать обучение школьника Степана мы не имеем — родительских собраний нет, никакую информацию нам не присылают, дети уезжают в школу к 9, возвращаются в 7 вечера. Домашнее задание делают в школе. Все тетради по той же причине оставляют там. Ну учатся и учатся, окей, надеемся, что хорошо. Тем более, что когда мы спрашивали Стёпу, как у него там с учебой, он всегда гордо отвечал, что он безупречен (по его мнению). Но читает он отлично, английский знает вроде неплохо, оснований для тревог вроде как не было. А ещё им в школе ставят оценки по 100-бальной системе. Я тихо ненавижу эту систему, потому, что:
а) вообще непонятно что сколько баллов означает
б) чтобы понять, надо садиться и переводить баллы в оценки
в) если я не понимаю 73 балла это хорошо или плохо, чего ждать от ученика 2-го класса?
г) из-за этого непонимания отсутствует мотивация у ученика
д) двойка по русскому языку означает двойку. А в балльной системе это что-то где-то между 1 и 55.
Но «мы ж люди тёмные, может так и положено» — всё ещё сомневался я.
И вот в середине ноября грянул гром. Однажды вечером, совершенно ни с того, ни с сего (не в начале четверти, не в начале года, просто в середине месяца) Степан неожиданно приносит мне дневник (которого до этого времени вроде как не существовало) и просит его подписать.
Вот этот дневник:
Я говорю:
— Стёп, а что это значит? Что за «90б» ? И чем отличается 74 (без б) от 70 (тоже без б)?
— Не знаю.
— А что значит «с/р» и что значит «ср.» и что значит «П.р.» ?
— Не знаю.
— Знаешь, что тогда, Стёп, — говорю — Я такой дневник подписывать не буду. Я не понимаю, что это значит, а когда я не понимаю, я это не подписываю.
Через пару дней он приносит мне вот такую раскладку:
Из неё становится понятно, что 74 и 70 — это одно и то же — тройки, а 90 — это типа четверка.
Но к этому времени уже все, включая маму и бабушек погрузились полностью в ситуацию по учебе Стёпы и пришли в полный ужас, поскольку плохо было всё. Как назло я ещё к этому времени разбирал архив дедушки Володи и нашел там свои дневники и тетрадки как раз за 2-й класс. Скажу сразу — я учился плохо и был заядлым троечником. Но сравните:
Дневник Стёпы:
Дневник Димы:
Окей, оценки те же, но сравните качество записей!
Прежде чем идти воевать со школой, Стёпа был отправлен на независимое тестирование к стороннему преподавателю
Результаты были самые неутешительные. Вот тесты по математике:
Всё неправильно, везде ошибки.
Даже фамилию свою не может правильно написать.
Основные Стёпины проблемы: невнимательность, рассеянность, неспособность сконцентрироваться, лень, нежелание вникнуть в предмет. Помимо этого он всё время торопится, сначала делает, потом думает (если думает), стесняется спросить, если не понимает задание.
Но всё это регулируется и подтягивается. Но для этого должна быть правильно организованная система обучения.
— На вашем месте я бы задумалась о смене школы и дополнительных занятиях со Стёпой — вежливо порекомендовала учительница, которая делала тесты.
А какие дополнительные занятия, если он и так в школе с 9 утра до 7 вечера? Все занятия при такой системе должны быть там!
Теперь к его дневнику было уже более чем пристальное внимание. Через неделю он принес очередную двойку по математике:
Ой, ну то есть 47 принес. Но это двойка. Пара. Вот и весь разговор.
Человек во втором классе не умеет считать в пределах 20. Складывает ещё туда-сюда, а вычитать вообще не умеет.
А это что за почерк?
Просто для сравнения:
Тетрадь по математике ученика такого же 2-го А класса, только Савицкого не Стёпы, а Мити:
А вот по русскому языку:
Так вырабатывается почерк.
Упражнение
Если почерк и аккуратное письмо не «создать» в 1-м — 2-м классе, то когда же?
Получил 4-ку. «Грязно» — возмущается учительница. Это она как пишет Стёпа не видала!
А это что? Да это идеальная работа! Идеально аккуратно написанная! 4-ка? Совсем ку-ку? Да это эталон! На стену в рамку!
Машины, понимаешь, облегчают труд колхозников! Конечно! С таким-то почерком дружно трудятся на земле советские люди!
Города-герои! Рыдать хочется!
А у нас вот так:
В общем, стало понятно, что дети, конечно разные, но к школе не только претензии по орг. вопросам, но и к качеству обучения. И главное — ну хоть бы кто слово сказал, что у Стёпки есть проблемы в учебе. Ни звонка, ни вызова к классному руководителю, ни родительского собрания. Ти-ши-на. Всё в ажуре!
К этому же моменту стало понятно, что мы не одни — аналогичная ситуация наблюдается и у остальных учеников школы, потому что весь декабрь прошёл во встречах родителей с руководством школы. Претензии у всех были такие же.
Был составлен план действий:
- Изучить договор со школой и садиком – есть ли возможность отказаться от части занятий с сокращением оплаты чтобы найти учителей для Стёпы и Вани чтобы занимались с ними дома после школы/садика.
- Если да – в январе найти репетиторов, которые могут приезжать домой для обучения
- В любом случае встретиться со школой и садиком чтобы обсудить занятия со Стёпой и с Ваней во втором полугодии 2021 и планировать на лето занятия с учителями.
- Проконсультироваться с психологом о том, как объяснить Степе его неуспехи в школе, чтобы его не травмировать, и как стимулировать его заниматься.
- На лето или с января 2021 года найти репетиторов для Степы и Вани, возможно в самой близкой общеобразовательной школе. Поставить задачи:
Стёпа:
— пройти прописи,
— улучшить почерк,
— обучить вычитанию в столбик;
— подтянуть математику
— посмотреть предыдущие контрольные и диктанты Степы, чтобы понять, в чем он ошибается (например, почему предложения и имена пишет с маленьких букв);
Ваня:
— научить бегло читать.
Я написал письменную претензию, в которой изложил все наши замечания и она была передана в школу:
От родителей ученика 2А класса Савицкого Степана
Настоящим сообщаем о ряде претензий к процессу обучения нашего сына Савицкого Степана.
- О том, что наш сын из двух оценок за неделю получил две двойки, мы узнали только из дневника в конце недели. Хотя это ЧП, о котором учитель должен был бы сразу сообщить родителям. Равно как сказать, в чем трудности у ученика, чем с ним нужно позаниматься дополнительно. И должен был бы дать или порекомендовать для этого какие-то пособия.
- В школе практически отсутствует обратная связь с родителями. С начала занятий было всего одно родительское собрание. Необходимо сделать еженедельное собрание родителей по зуму в котором могут принять участие все желающие родители. Необходимо оперативно сообщать о проблемах у ребенка, его ошибках, его поведении и т.п. Для этого необходимо как минимум делать еженедельную рассылку по пятницам в которой будут подводиться итоги учёбы по каждому ученику – в чем отличился, в чем нужно помочь, что не так, что хорошо, что с поведением и что с успеваемостью. Достаточно будет нескольких строк о каждом ученике.
- Дети находятся в школе с утра до вечера, в классе меньше 10 учеников, помимо учителей есть еще и тьютор, но домашнее задание и классные работы, если в них есть ошибки, не просят переписать после разбора ошибок, не занимаются этим дополнительно.
- Получить тетради ребенка можно только после многочисленных настоятельных просьб. К примеру, до сих пор мы ни в каком виде – ни письменно, ни устно — не смогли получить информацию о том, какие именно проблемы у Стёпы по предмету «Окружающий мир», хотя по этому предмету у него двойка.
- Система баллов непонятна детям, неудобна и не стимулирует их хорошо учиться. Нам необходимо вернуться к традиционным отметкам, простым и понятным как детям, так и родителям.
- Учитель не стимулирует детей признаваться на уроке, если они что-то не поняли. Хороший учитель должен создавать такую атмосферу в классе, чтобы никто не боялся в этом признаться. Ребенок не должен бояться спросить что-либо по пройденному материалу. Возможно, стоит просить разобравшегося ученика объяснить еще раз материал тому, кто не понял. Так или иначе есть много способов как сделать так, чтобы ученик не боялся и не стеснялся задавать вопросы.
- На почерк в школе вообще не обращают внимания. У нашего сына все буквы не помещаются в линейках, всё написано вкривь и вкось, дневник заполнен безобразно, невозможно разобрать ни одного слова. Почему учитель не заставляет переписывать то, что написано неправильно и неаккуратно? Почему не занимается с ребенком этим дополнительно? В отличие от родителей у школы много времени для этого, это прямая обязанность школы и в том числе за это мы платим деньги.
- Подводя итог. На сегодня, ученик 2-го класса после полутора лет обучения в школе:
— не знает как правильно писать свою фамилию;
— не знает, что имена, фамилии, названия, предложения пишутся с прописных букв;
— не знает, что после точки следующее слово в предложении пишется с прописной буквы;
— обладает отвратительным почерком;
— плохо считает;
— не умеет вычитать;
— зачастую не понимает задания и стесняется спросить, потому, что учитель вместо того, чтобы убедиться, что все ученики все поняли, а если кто-то не понял разъяснить ещё раз кричит на ребенка, что (учитель по русскому языку)
При этом:
— Учителя не сообщают о проблемах родителям.
— Если учителя видят проблемы в знаниях учеников, почему не сообщают об этом своевременно родителям? А если проблем не видят, то о каком качестве обучения и квалификации педагогов может идти речь?
— Если есть отставание в усвоении знаний, почему на самоподготовке с учителем, на продленке эти пробелы не устранялись, не давались упражнения на закрепление навыков?
— Если и этого не достаточно, почему не давали задания для подготовки дома и рекомендации для родителей как заниматься?
— Если у ребёнка возникает один и тот же вопрос, почему учитель на него раздражается, а не объясняет, и не даёт задания на закрепление материала?
— Школа не передаёт никакие пособия, методические материалы для отработки навыков дома и рекомендации учителя об устранении слабых мест
— Родителям нужны пособия и методические материалы для возможности самостоятельных занятий с детьми, например, в дни каникул.
— Родителям не передают тетради учеников, чтобы можно было видеть не только финальные оценки, но и видеть, в чем слабые места, на сто стоит сделать акцент при дополнительных занятиях, в чем были ошибки, повторять их и исправлять, объяснять и заниматься.
— Учителя замалчивают все проблемы, вместо того, чтобы решать их.
В связи со всем вышеизложенным прошу:
- Незамедлительно принять меры и в момент нахождения нашего сына в школе начать заниматься с ним так, чтобы от этих занятий был результат.
- Организовать постоянную обратную связь с родителями учеников – еженедельную зум-конференцию по пятницам с подведением итогов прошедшей недели и оценкой и обсуждением каждого ученика.
- Незамедлительно сообщать обо всех ЧП от поведения до обучения не дожидаясь пятничного зума.
- Раз в два месяца проводить очные родительские собрания
- В случае отставания учеников по программе или неудовлетворительных результатов обучения, предлагать родителям план по работе с данной проблемой – изменение расписания занятий, дополнительные занятия и т.д.
- Еженедельно отдавать родителям тетради, работы и дневник, а при необходимости дополнительных занятий дома – пособия и материалы для этого.
- Разобраться с плохим поведением учеников, агрессией между мальчиками и девочками, учениками старших классов и младших, учителями и учениками
- Перейти на нормальную пятибалльную систему оценки знаний учеников.
Просим предоставить нам ответ по конкретным решениям не позднее 22 января 2021 года
Продолжение следует…
Ваши тетрадочки — это просто милота и ностальгия))) а по поводу Степиной школы шок, конечно. Ждём продолжения, чем отреагирует директор. Может с конкретным учителем не повезло, случайный человек притворяется хорошим педагогов за большие деньги?… Мне бухгалтера рассказывали, как лет 10 иной бухгалтер сходил за умного и получал отличную зп, его не проверяли. А потом заказывали полное восстановление бух учёта и заново начисляли налоги( )( )
Тетрадочки — огонь! ))) А остальное — да, будем смотреть и наблюдать
Ого, даже моему возмущению нет предела!
Однозначно, менять школу! Хорошо бы ещё потребовать у них возврата денег! Извините за эмоции(((
Нам бы товарища Степана срочно подтянуть! )))
Это тихий ужас, конечно. Все же, муштра нужна!
Но Дмитрий, при всем уважении, расписание в Вашем дневнике явно взрослой рукой написано, простите? почерк от Вашего «второклассового» очень отличается
Ну я уже не помню, давно дело было )))
Ого, это как-то уже за рамки. В смысле никто не ждёт такой красоты как в ваших тетрадях. Но вот имя свое не написать правильно это конечно провал школы. По опыту школы на
Ого, это как-то уже за рамки. В смысле никто не ждёт такой красоты как в ваших тетрадях. Но вот имя свое не написать правильно это конечно провал школы. По прошлогоднему опыту «школы на весь день» скажу, что это тяжело, потому что это даже не продлена, это прям учёба. Мой приходил просто трупом. Мотивации было ноль. В этом году(ну те пару месяцев, что он ходил), он был до 12 и это другой ребёнок. Сам делал уроки, потом дзюдо либо в другие дни просто прогулка. Но мотивация к школе совсем другая…..
Ну вот. Будем что-то менять судя по всему
Ситуация, конечно, не из лучших. Но, в принципе, Степа совершенно логично вычитает именно по принципу, которому учат в школе. Абсолютно четко «из большей цифры вычесть меньшую», просто нет восприятия числа целиком. А почерк да, сын до сих пор вздрагивает, как переписывал буквы по сто раз. Но он у меня из самой обычной образовательной школы вышел, а там разговор короткий — отработать дома с родителями )
Я и рад бы отрабатывать, так хоть бы кто сказал!
Да, если честно, почерк поразил.
Но теперь ведь никто не пишет — печатать, набирать быстро — вот главный навык!
А ты-то писал красиво. Ещё баба Дуня с тобой потела. И я помню, как ты её гонял по арифметике, а она изображала непонятливую ученицу. Может, нам с Таней подключиться — в качестве Стёпкиных терпил?))).
Ничего, не расстраивайся — как-нибудь обкатается.
Уж Сашина-то безграмотность повергала и меня, и учителей в транс! — а теперь ничего, вроде, пишет прилично.
Бабушка Таня так уже подключилась, что Стёпа вздрагивает ))))))