Гостиничная сеть Four Seasons, безусловно, входит в пятёрку лучших в мире. А отель Four Seasons в Будапеште, по моему мнению, является самым красивым отелем сети и самой настоящей жемчужиной в их ожерелье. И именно поэтому, каждый раз, когда мы приезжаем в Будапешт мы останавливаемся именно здесь. Так было и в этот раз. И этот пост будет не про детей и даже не очень про путешествия, а про гостиницу. Разумеется это не будут фотографии из серии «Вот вид с нашего балкона», «Вот наш номер», «А это мини-бар» и «Даша на завтраке».
Но, если вам:
— интересно посмотреть много фотографий уникальной гостиницы — настоящего шедевра архитектуры начала 20 века и настоящего шедевра реставрации
— интересна архитектура вообще
— интересен стиль ар-нуво в частности
— интересно расширить свой кругозор
— интересно посмотреть на лучшую гостиницу одной из самых крутых гостиничных сетей
… прошу под кат. Остальные могут легко пропустить этот пост.
Итак, мы прилетели в Будапешт
В Будапеште очень удобно, что тебя не везут на автобусе, а ты выходишь из самолёта, сам идёшь небольшое расстояние пешком и сразу попадаешь в здание аэропорта.
Но вот мы и в городе. И вот это роскошное здание.
Обратите внимание, что в своё время оно было построено за 2 года (ха-ха, сейчас такое невозможно себе даже представить)
В 1904 году начали строить и в 1906 году закончили включая всю внутреннюю отделку и предметы интерьера
Здание строилось для британской страховой компании Gresham Life Assurance Company и на их деньги.
И получило название Gresham Palace — Дворец Грешем (Грешем — это фамилия основателя Лондонской биржи). К сожалению здание очень сложно сфотографировать потому что оно большое, прямо перед ним дорога с интенсивным движением, а с другой стороны парк и деревья загораживают здание, плюс я ещё на телефон всё это снимал, но наверху слева по оси здания виден барельеф в виде головы мужчины — это вот как раз и есть Томас Грешем.
Здание построили в модном тогда стиле ар-нуво, в котором традиционно колоссальное внимание уделяется деталям.
Дворец расположился на набережной Дуная прямо напротив Цепного моста — то есть в самом выигрышном месте. Завершая историю здания, хочу сказать, что в нём располагались офисы Общества и несколько жилых апартаментов для руководства. Во время войны тут были казармы Красной Армии, после войны во времена Венгерской Народной Республики — это был ветхий жилой дом. В наши дни жилое здание расселили, в реконструкцию первого этапа в 1999 году было вложено порядка 85.000.000 долларов. Денег не хватило и последовал второй этап. В 2004 году отель начал функционировать в том виде, в каком мы его знаем сегодня.
Деньги, как известно, можно вбухать куда угодно и сколько угодно, но результат далеко не всегда зависит от этого. Здесь же реконструкция прошла столь тонко, деликатно и с таким вниманием к мелочам и деталям, что любоваться этим зданием и рассматривать его можно бесконечно. Вот посмотрите как обработан гранит на цоколе. Ну во-первых этот плавный изгиб сверху. Это всё очень сложно — наши прекрасные современные архитекторы со всем арсеналом компьютерных программ и технологий не умеют и не могут обеспечить такую плавность линии. Их проще делать по старинке, вручную «по месту», чем мучиться на компьютере. Смотрите на дальний план, видите — изгиб сначала идёт глубже, а потом снова из ложбинки плавно вытекает «юбкой» вниз.
Во-вторых с торца изгиб вообще немного другой. Видите? Слева и справа от оси глубина ложбинки разная. Вот он ар-нуво — стиль деталей и нюансов.
То есть, понимаете, был вот художник, который сидел и ничем не занимался , а только отдельно рисовал именно цоколь. Не спеша, обстоятельно, продумывая и прорисовывая каждую деталь. Так вот и рождалось произведение искусства.
В-третьих — это вот эта совершенно прекрасная полоса, сделанная не просто более светлой, но и на контрасте с полированным гранитом она шершавая и чуть углублена. Я уж не знаю как это было сделано и какая технология применялась — травление, обжиг или пескоструйка, но выглядит это невероятно элегантно и роскошно.
Ар-нуво — стиль плавных, тягучих линий, естественной красоты, природных мотивов.
И вот у этого довольно высокого здания не менее высокий, пропорциональный ему цоколь. И тёмно серый унылый двухметровый гранит расчерчивают эти «волны» , придавая ему легкость и делают его изящным и лёгким.
И ещё раз зацените, пожалуйста профиль. В принципе можно не жить в отеле. Достаточно просто прижаться к этому цоколю, обнять его и уже достаточно. Жизнь прожита не зря.
Вот казалось бы — сделали цоколь. Такой цоколь, что больше уже ничего и не надо для счастья. Но нет. Им всё мало. Вы посмотрите — на некоторых углах (разумеется не на всех — на всех это было бы слишком примитивно и прямолинейно), всё меняется. Волны становятся другими, а матовый и глянцевый гранит тоже меняются местами — теперь всё основание сделано из матового и лишь верх из глянцевого. А потом они подумали-подумали — чего бы ещё сделать? — и там где основание матовое добавили глянцевый плинтус внизу. И тоже асимметричный — с одной стороны уже, с другой стороны шире. Фантастика.
А как выполнен угловой переход? А? Конечно всё это делали вручную.
На некоторых плоскостях здания гранит уже другого цвета (ну не могут же цоколь и корпус здания быть из камня одного цвета — так же не красиво!) и добавлен орнамент из темного металла.
Весь фасад здания украшают маленькие золотые вставки в стиле Климта,
которые светятся в лучах заходящего солнца.
Тут памятная доска , а под ней роскошный барельеф в виде репейника — одного из символов модерна.
Все арки — эллипсовидные. Их тоже замучаешься проектировать.
Центральный вход украшает огромный козырёк из толстого стекла также плавной формы, с поворотами абриса в виде эллипсов.
Обратите внимание на раму она вся неровная, как будто она «плывёт»
и ни одного острого угла
Продумано всё — перед входом вот так асимметрично уложена плитка. Но это там, где ходят люди, чтобы отделить пешеходный путь от автомобильного.
А там где машины — там другая плитка. И другого цвета и по другому уложена.
И ещё вот эти металлические вставки.
Никакой функциональной роли они не играют — просто для красоты. Типа разбавить однообразие камня и нарушить симметрию.
Вообще ар-нуво крайне не функциональный стиль. Всё подчинено только красоте, несмотря на затраты , несмотря на отсутствие необходимости. Стиль для тех, кто может себе его позволить. Архитекторы ар-нуво проектировали крыши зданий с украшениями. На вопросы критиков — «зачем делать украшения и тратить уйму денег на декорэлементы и дорогущие отделочные материалы которые всё равно никто никогда не увидит?» они отвечали: «А как же птицы?»
Ну что, зайдём уже внутрь? Ручка на входной двери конечно же не тупо-прямоугольная. И инкрустирована металлическими вставками другого цвета.
Роскошный холл, но главное в нём это мозаичный пол вот с этим тёмно-зелёным орнаментом.
Он называется «удар хлыста» — видите как загнут кончик?
Я снимал эти фотографии вечером, а вот этот же холл утром
Смотрите, какая деликатная работа
Дневной свет проходит сквозь стеклянный потолок
Когда это здание построили, оно тут же привлекло к себе внимание и сразу стало очень модным. Справа и слева видны двери — это были самые модные бутики и кафе того времени.
В одной части холла был мужской клуб — сигары, трубки, карты (там теперь находится лобби-бар, о котором я расскажу в самом конце), а в этой части был женский клуб — кофе, пирожные и светские сплетни. Холл заканчивается ажурной кованой решёткой с орнаментом, изображающим павлинов — символ богатства и роскоши.
Вечером все стеклянные потолки подсвечиваются с той стороны. Отдельно высвечиваются боковые витражи. Даже не знаю, как мне больше нравится. Наверное при вечернем освещении всё-таки больше.
А вот ещё детали, совершенно незаметные, если не вглядываться. Справа — пол, покрытый мелкой мозаичной плиткой цвета топлёного молока. А по краям он обрамляется мраморной полосой, на которой едва-едва заметен как будто полустёртый от времени, чуть вдавленный орнамент . Вы его видите на фото? Нет, вы его не видите.
И никто не видит. Надо присматриваться. Но его сделали. Это вот и есть круто.
Я еле нашел ракурс, при котором он хоть как-то виден на фото.
Вот покрупней. А так его вообще практически не заметно. И это не потому, что он затёрся. Нет! Просто для ар-нуво это вообще не важно. Считается, что вам совершенно не нужно видеть отдельно каждую деталь — каждая из них скромна и незаметна, но все они складываются у вас в голове на подсознании и создают общее ощущение комфорта, красоты и дороговизны интерьера. Потом вы скажете:
— Да, там очень красиво.
А что именно красиво вы и не сможете объяснить. Потому что всё красиво. Эффект 25-го кадра.
Вот ещё пример. На вид просто изящный экран, закрывающий радиаторы отопления:
Но, если присмотреться, то выясняется, что это орнамент из мотыльков (тоже одного из символов модерна):
Ещё одно правило ар-нуво — меньше цветов, больше оттенков — как у этой плитки, где используется 4 или даже пять различных вариантов серо-бежевого. Кстати реставрацию делали столь скрупулёзно, что эту плитку специально заказали на той же, чудом уцелевшей венгерской фабрике, на которой её делали 100 лет назад при строительстве Дворца Грешема.
Обратите внимание на рамы и обработку стекла.
Лампы, окошки справа и слева от двери, зеркало в вытянутой раме на стене слева
Вообще это не зеркало. Если присмотреться — справа видны петли. Сюда раньше вставляли рекламу и вывески.
Прекрасный светильник и опять впукло-выпуклый узор на плитке на потолке.
Это — межкомнатные окна. За ними конференц-зал или что-то в этом роде. Но это же произведение искусства! Посмотрите на фаску у стёклышек. Формула простая. Просто стекло стоит Х. Стекло с фаской Х умножить на 6. Почему? Во-первых работа (причём не простая), а во вторых, фаска смотрится тем выигрышней, чем она шире и одновременно резче. Плавная фаска никому не нужна — она не будет заметна. А резкого перепада можно добиться только утолщая стекло. Отсюда и цена на материал. А риск испортить, разбить стёклышко во время обработки только добавляет цену на работу.
Толстое стекло с фаской, матированный орнамент, витраж и всё это в одном из многочисленных маленьких окошек
И да — втиснули миниатюрный витражик и сделали вот такое обрамление из мрамора.
Все стёкла на перегородках покрыты матовым орнаментом. Я думаю, это было травление кислотой.
Но, кончено, в любом случае не плёнка, которую примитивно наклеивают в наши дни.
А это дверные ручки стеклянных перегородок. Неровные, плавно струящиеся вниз.
Красота?
А тут и двери более тяжелые, а значит и ручки более толстые и солидные.
Стыковки различных элементов. Обратите внимание, как всё органично сочетается друг с другом.
Или вот:
А так, если приглядеться оформлены деревянные двери
А вот стеклянные двери холла
В одной из частей холла мозаика повторяет рисунок перед лобби, но при этом он другой.
Сравните тут и на фото выше
Щупальца медузы плавно опутали ресепшн…
Ну, если уж идти до конца, то надо было бы поставить ирисы, но ок, пусть будут орхидеи.
Лампа над ресепшн. Как выглядела оригинальная, видимо, не удалось найти после 70 лет советской власти, но это и не страшно. Эта лампа современная, но тоже несёт в себе природные мотивы — то ли медуза, то ли кристалл, то ли осколок царства Снежной Королевы. Они правильно сделали — нельзя отель превращать в антикварный магазин. Основа — полы, стены, перегородки — должны быть оригинальные, мебель и некоторые элементы вполне могут быть современными.
Вот столики современные, но тоже вполне себе в стиле ар-нуво.
Или вот в холле стоят такие арт-объекты. Всё это призвано подчеркнуть что отель не старческий, а современный. Автор — армянский художник, который выиграл конкурс на украшение фойе своими работами.
Заканчивая осматривать холл, невозможно пройти мимо вот этого камина
Смотрите сколько слоёв мрамора и какой красивый рисунок получился
Поднимемся на лифте на один из этажей
Красиво оформленное панно с номерами этажей и старорежимной стрелкой, указывающей на каком сейчас находится лифт.
Стенки кабины лифта декорированы серебряной фольгой
Кнопки большие, металлические, шрифт разумеется, ар-нуво.
Если же возвращаться к вниманию к мелочам — то смотрите как выполнены различные указатели.
Шрифт — ар-нуво. Буквы, конечно , из металла и конечно выпуклые.
Или вот:
Даже обязательные технические надписи на огнетушителях и противопожарных щитах выполнены специально разработанным шрифтом (и не таким как, к примеру, указатели)
Посмотрите , как на чёрной лестнице обозначены этажи.
Белая выпуклая цифра, своего отдельного дизайна на белой стене. Лестница практически служебная, поэтому тут скромность и минимализм.
Но, понятное дело, насколько скромным и минималистичным позволяет быть дорогой и роскошный стиль ар-нуво
Лепнина в виде гортензий
Плавные изгибы и повороты решётки перил
Перила
Вот так «черная лестница» выглядит если смотреть снизу. Вверху всё заканчивается стеклянным куполом.
А внизу выходом в лобби
Через вот такую дверь
Окна в лобби со стороны чёрной лестницы утоплены в стене, которая плавно обтекает окно:
Лампы на площадках этажей и лепнина на потолке вокруг них
И витражи. Вот при вечернем освещении
И вот при дневном:
На каждом этаже разные витражи. Это — единственный уцелевший витраж во всём здании.
Все остальные восстанавливали по оригинальным чертежам.
Обратите внимание на саму лестницу, выполненную из мрамора.
Какой сложный рисунок ступеней! Ни одной одинаковой, в одном месте выпуклая, в другом вогнутая… И все сочетаются друг с другом чтобы подниматься и спускаться по ним было удобно. Это значит, что каждую ступень рисовали отдельно, а потом по рисункам делали лекало и только потом выпиливали из мрамора, подгоняя и шлифуя уже по месту. И да, хочу напомнить — здание было построено без калькуляторов, сотовых телефонов, грузовиков, компьютеров и компьютерных программ, раций, электроинструмента и пр. за… 2 года.
Чтобы никто не поскользнулся, сверху каждая ступень обработана и стала шероховатой. Но чтобы смотрелось дорого, шероховатой сделали не край ступени (как делают сейчас), а всю её поверхность (что , конечно, значительно дороже), оставив кант из полированного мрамора, чтобы было красиво (что , конечно, тоже значительно дороже).
Но, если в одном крыле здания черная лестница оформлена по своему, а в другом крыле нужно тоже сделать лестницу, по законам ар-нуво она должна быть оформлена по другому. Никакой унификации.
Когда-то тут был лифт, но его чертежи найти не удалось и его не смогли восстановить. Оставили только оформление входных дверей .
Разумеется стекло толстое, с фаской. Всё как мы любим.
А это коридор с номерами.
Очень красивый светильник. На фото не видно, но плафон также с матированным орнаментом.
Не всегда, но довольно часто в больших доходных домах, построенных в стиле ар-нуво присутствовал внутренний дворик. Есть он и тут. Смотрите какие роскошные витражи.
Широкие деревянные короба оформляют входные двери в номера
Восстановили даже старинные, олдскульные латунные панели с какими-то кнопочками и лампочками, а также блестящей кнопкой звонка в номер.
Входная дверь декорирована выпуклым орнаментом
В номере справа шкаф — обратите внимание на резные наличники
И вот как сделано самое сложное — узлы сочленения. Посмотрите сколько элементов и как они все органично сходятся друг с другом.
На стенах под потолком деликатная роспись
Орнамент, конечно, ар-нувошный
Посмотрите как сделан наличник стенного шкафа. Можно же было просто его сделать прямым и кому-какое дело до него. Но нет… Сделали сверху чуть шире. Потом переход, дальше чуть уже. Острый угол срезан опять-таки характерным срезом-ложбиной.
Ручки шкафа. Конечно никакого пластика. Только благородная латунь.
Лампа на тумбочке, конечно, современная, но посмотрите как удачно она подобрана
Основание — фарфор с растительным барельефом
Особый трепет у меня вызывают двери в ванную комнату.
Это две узкие распашные створки.
Безусловно было бы в 16 раз дешевле сделать одностворчатую или откатную дверь, но это было бы не так красиво. Поэтому дверей две (хотя ни малейшей необходимости в этом нет) и они полностью распахиваются на 180 градусов при помощи специальных латунных петель
Если с внешней стороны двери в ванную выглядят так
То со стороны ванной на дверях имеются зеркала, также оформленные штапиком в рамы .
Совершенно не практично (было бы удобнее смотреться в одно целое зеркало, чем в две половинки), но круто невероятно.
Основания наличника дверей примыкают к мраморному полу с помощью вот таких штуковин — забыл как они называются, но это классика любого старого дома. Во Франции есть три классических элемента отделки, используемых всегда и везде уже сотню лет и в неизменном виде до нашего времени:
а) Такая тяжелая штуковина, которой выдавливают на бетоне пупырышки чтобы не поскользнуться
б) Белый цвет, в который красят стены, двери, окна, косяки и наличники (это не просто белый, а определенный белый цвет, который есть в любом магазине и все французы знают о каком именно белом цвете идёт речь)
в) Вот такие окончания плинтусов и наличников дверей. Они такие всегда и никакие не другие.
Деревянные панели ванной комнаты также не могут быть просто деревянными панелями — они обязательно должны быть оформлены квадратами-прямоугольниками утопленными в плоскости
В ванной комнате есть душ и , конечно, есть ванна. В душе пол имеет направляющие желобки для воды, которые не случайно , а чтобы было красиво, сходятся лучами.
Кстати, как в хорошем ресторане не может не быть декофеинированного кофе, так в хорошем отеле не может из крана с горячей водой течь холодная. Если вы зашли в душ и вам нужно ждать когда «сольётся» холодная вода и пойдёт горячая — значит отель только делает вид, что он хороший. В хорошем отеле не экономят и в трубу ставят специальный насос и пока вас нет — он гоняет по трубе воду, не давая ей остыть. Когда вы придете в номер и захотите принять душ — из крана сразу должна пойти вода нужной температуры.
Чтобы вода не выливалась наружу сделан бортик из мрамора другого цвета с уклоном в сторону душевой кабинки.
Плинтус, отбивающий крашенную часть стены от мраморного фартука состоит из трёх частей-слоёв.
Светильники вокруг раковины имеют матовый рисунок. Плафон, разумеется, стеклянный.
Раковин, разумеется, две.
На стене висит вот такой арт-объект. Белый на белом, без всякой рамы, он выглядит как барельеф в стиле ар-деко, пришедший на смену ар-нуво.
А теперь давайте покинем номер и спустимся вниз, в лобби, откуда начиналась наша экскурсия по этому уникальному отелю
Большие круглые окошки загораются лапочками накаливания (никаких светодиодов — фу-фу-фу!) и показывают этажи
За это время в лобби сменили цветы. Вместо орхидей появились герберы приятного цвета.
А вот тот самый мужской клуб. Сейчас тут лобби-бар, но восстановлен весь декор начала 20 века.
Сначала посмотрите на барную стойку. Помимо красивой никелированной рамы, сразу привлекает внимание юбка толстого стекла…
…с резьбой в виде каких-то высоких колосков и сидящих на них кузнечиков.
Вечером стекло с внутренней стороны подсвечивается мягким светом.
А вот как выглядит этот «мужской клуб» . Справа — стекло с матированным орнаментом, а слева на стене изящное панно, повторяющее сюжет с кузнечиками.
Смотрите какая красота. Фон — серебряного цвета. Тростник золотой.
Посмотрите как деликатно и искусно выполнен этот барельеф
— тростник тут и там переплетается,
листья ломаются, создавая иллюзию совершенно натуралистичного пейзажа.
И очень милые кузнечики в одном-двух местах сидят себе на тростнике и как будто покачиваются в такт дуновениям ветра.
На прощание я скажу, что если вы будете в Будапеште, но жить будете в другом отеле — просто зайдите сюда в лобби бар, чтобы выпить стаканчик виски или бокал вина и полюбоваться всей красотой этого великолепного здания. Поверьте, вы не пожалеете.
Надеюсь, мой рассказ был не слишком утомительным и вам было интересно.
с ума сойти. уже за цоколь только можно весь город любить)) спасибо и Грэшему и Квиттнеру и братьям Ваго. и вам с Дашей за экскурсию. (у деда была лампа на гранитном основании, тоже разно фактурная -фетиш моего детства, тайком даже лизала гранит-такой он чувственный)
Ха-ха-ха! Класс! ))
Буйство красоты! А ты — очень благодарный ее потребитель-гурман))
Хоть бы скидку за проживание дали! ))
Красота то такая! Спасибо за фотографии, описания, очень интересно!
Ура! Я очень рад! )
Очень-очень интересно! Невероятное здание! А вы такой знаток ар-нуво, так чутко и трепетно относитесь к деталям, и видите их, а главное, умеете показать! Ведь детали это суть ар-нуво, это то, что увлажняет наши глаза и пробуждает чувства и воспоминания.
Да, это так… Ар-нуво прекрасен и нежен…
Это было восхитительно. Не знаю как вам, но мне захотелось закурить…
Это после шрифтов на огнетушителях? ))))
ну это я так намекнул, что я получил визуальный оргазмъ (*краснею*)
))
Восторг!!! Спасибо за интересную фотоссесию. Какие лестницы, фасад, витражи, мозайка с хвостом) ааа там смотреть не пересмотреть — все детали!! Очень очень красиво!!!
Спасибо! )))
Прочитала на одном дыхании! Как интересно, безумно красиво! Спасибо))))
Я очень рад, что Вам понравилось! Вообще на любителя, конечно. Мне кажется большинству это всё не очень важно.
Ого, вы так круто разбираетесь в отделке. Красота конечно не реальная.
Не уверен, что разбираюсь прям как-то круто, но красота — это да…
Очень интересно, и очень красиво! спасибо Вам! Прочитала перед сном, так потом всю ночь снились красивые отели )))
А-ха-ха! )))
Оххххх!
Не пожить, так хоть полюбоваться!
Митечка, не знала, что тебя может так увлечь модерн. Мне казалось, ты на ар-деко сосредоточился, даже немножко обидно было ))))
Нестерпимо красиво!
Серёже покажу
Нет-нет. Я очень люблю модерн. Просто я писал про ар-деко в Майами и у тебя сложилось такое впечатление.
Большое спасибо! Ваши рассказы всегда очень интересны
)) Я рад. А то говорят никому сейчас не нужны длинные рассказы. Всем покороче, да побыстрее ((
Ух ты!! Какой невероятный архитектурно-художественный репортаж. Спасибо большое, очень интересно! Были недавно в Будапеште и несколько раз проходили мимо. Эх, сейчас бы смотрела на здание совершенно другими глазами )
Ах, как жаль, как жаль. Надо было зайти, выпить по бокалу винчика и отдохнуть и полюбоваться этой красотой