Нюрнберг был последней точкой в нашем путешествии по Германии — отсюда нам оставалось только вернуться в Мюнхен чтобы забрать паспорта и после этого мы могли ехать домой.
Приехали мы под вечер и, несмотря на красивую светящуюся полосу в асфальте, всё как-то сразу не заладилось
В городе был в тот день заканчивался какой-то массовый праздник в связи с чем все улицы были перекрыты и мы еле попали в наш отель.
Даша устала и в одностороннем порядке отказалась быть моим проводником-переводчиком, в результате чего я в поисках парковки заехал не в тот гараж и , выбираясь из него задним ходом в вертикальную горку, задел довольно сильно крылом за столб. Рестораны все оказались закрыты, гостиница скверная, без кафе и румсервиса. В нашем распоряжении был автомат с дошираком, им и ужинали прямо в номере.
Зато было время собрать самолет, купленный в Леголенде
Но, ночь прошла, а утром всё уже как будто стало по другому — обновилось.
Пока Алёна заплетала Даше косичку,
я отправился стричь миньонов. За время нашего путешествия они обросли и одичали.
Ближайшая открытая в выходной день парикмахерская оказалась турецкой. А значит стригут как? Быстро, весело и не дорого. То что надо.
Получилось неплохо.
Я голосом Капеляна радостно называл их истинными арийцами,
а Даша шикала на меня, закатывала глаза и говорила, что я её позорю и это международные слова которые все понимают
Я говорил что я шучу и они не арийцы никакие,
а наши Степа и Ваня!
Потом мы пошли осмотреться и погулять по городу.
Нюрнберг — это родина средневекового художника Альбрехта Дюрера (который кролика нарисовал), здесь построили первую железную дорогу в Германии и именно тут был изобретен глобус и карманные часы на цепочке. А ещё тут оказались красивые водоёмы
и старинные дома как в многочисленных немецких городках которые мы видели до этого
и соборы
но улицы тут были гораздо шире, да и вообще сам город неожиданно оказался очень большим
В Нюрнберге даже есть метро и мы на нем прокатились
А вагоны тут ходят без машинистов — всем управляет ЭВМ! ))). Вот фото и это первый вагон, а не последний.
от Сокольников до парка на метро
Вот как раз вышли на остановке рядом с парком.
Вообще в Нюрнберге как и во многих немецких городах много зелени, воздуха, водоёмов, мостов…
Здесь как обычно надо до чего-то дотронуться и желание сбудется и, конечно, Михалыч полез сразу на ограду
Что бы это ни значило
Лебединое озеро
Если приглядеться, можно увидеть Степу и Алену, пытающихся покорить скалу в центре Нюрнберга. Скала тут торчит не случайно — это её маленький кусок и она 1050 года рождения. То есть она ещё старше, но в 1050 году на ней начали строить Нюрнберг.
Классический обед в Германии: тушеная свиная рулька, кислая капуста, сосиски, картошка
И пиво, конечно. Я пиво не пью и не люблю, но в Германии не удержался от бокала нефильтрованного.
А потом мы перешли к серьезной и тяжелой части нашего тура и поехали в музей нацизма. Официальное название этого музея — «Центр документации Места проведения Митингов Нацистской Партии». Расположен он в крыле недостроенного задания гигантского конгресс-холла, где когда-то собирались нацисты.
А пока мы едем — вот фотография здания, где судили нацистских преступников — тут проходил тот самый Нюрнбергский процесс. Длился он, к слову сказать не несколько дней или недель, как я думал, а почти год.
Почему суд над гитлеровскими преступниками проходил именно в Нюрнберге, а не в Берлине — исторической столице или не в Бонне — новой столице ФРГ или не в Мюнхене, где Гитлер когда-то начинал свою деятельность? Дело в том, что штаб-квартирой партии нацистов был именно Нюрнберг. Это был их город. И важным аргументом было то, что тут можно было масштабировать все идеи Гитлера — проводить съезды, собрания, шествия и митинги. Это было то самое фашистское гнездо которое странам антигитлеровской коалиции удалось раздавить 77 лет назад — как раз к маю 45 года. Так что судить этих преступников решили именно тут — скажем так, по адресу их прописки.
И вот крутость нации заключается в том, что спустя 77 лет после разгрома, когда уже в живых никого не осталось и можно легко свалить вину на некие «обстоятельства», на «другие поколения» или на «не всё так однозначно» они находят в себе мужество говорить об этом, не замалчивать, не замыливать и не отмалчиваться. Говорить как есть, без прикрас, без лакировки, обхода острых тем и рассказов про то какой Гитлер был «эффективный менеджер» и как он поднял промышленность Германии и проложил дороги по которым мы ездим до сих пор.
В музее нацизма проходит постоянная экспозиция, рассказывающая о том, как создались условия при которых возник и распространился нацизм. Как от идей спорта, здоровья нации и счастливого имперского будущего
всё плавно перекочевало к культу личности и форме со свастиками,
а затем к концлагерям и преступлениям против человечества
Я шепотом давал Степе и Ване пояснения, потому что, они, конечно многого не знали
Архивные документы, фотографии, макеты, карты…
Вот тут можно послушать радио — как звучала пропаганда того времени. Как людям днём и ночью промывали мозги и как они начинали ненавидеть тех, с кем раньше дружили и жили по соседству просто потому что они другой национальности. И потом они совершали преступления. Некоторые искренне, по зову сердца, кто-то боясь расправы, кто-то оправдывая себя и прикрываясь пропагандистскими лозунгами, приказами партии и правительства. И как за всем этим стоял один человек, который смог создать эту империю зла и превратить когда-то нормальных людей в убийц и сделать так, чтобы на долгие десятилетия всю нация ассоциировалась с агрессией и захватнической войной.
А это очень грустная фотография. На ней изображен красноармеец Владимир Полтавский.
Сколько ему лет? Наверное 20, хотя кажется что 16. Испуганные и серьезные глаза мальчика на которого вдруг рухнула война. И всё что было, всё оказалось за секунду перечеркнуто и вся жизнь исковеркана и все мечты — всё порвано в клочья. И надо идти на фронт, защищать свою страну на которую напали. А дома у него осталась жена и сын.
Маленький мальчик, которому он написал на обороте: «Мой сын, поцелуй меня здесь, на этой фотографии, и я поцелую тебя». 1941 год.
И судя по тому, что эта фотография оказалась в немецком музее, мальчик так и не получил письмо — его папу убили или взяли в плен в том же 41-м…
Всё это тяжело и грустно. Но хорошо что такой музей есть, потому, что к сожалению, всё это актуально и сейчас.
Рядом с музеем находится гигантское сооружение — трибуны и перед ними огромное поле
Это Поле Цеппелина, названное в честь графа Цеппелина, которому на это поле удалось посадить свой дирижабль.
сейчас это место выглядит так:
А в 30-е годы Альберт Шпеер (архитектор империи, личный архитектор фюрера) предложил Гитлеру обнести часть поля мощными трибунами из камня, сделать колоссальную по своей ширине лестницу и использовать поле для проведения масштабных митингов, шествий и спортивных состязаний. Вот как выглядело это сооружение:
Вот как оно выглядит сейчас
Торжества и марши нацистов проходили тут с 1923 по 1938 год. Каждое шествие и парад имели несколько целей – показать какая особая немецкая нация (какой у неё свой путь) , какая сильная и мощная немецкая империя и что нет никого другого кроме отца нации в лице Гитлера который и путь укажет верный и всё расскажет, всё покажет, всё объяснит и всех переиграет. За ним как за каменной стеной. И вообще — если не он, то кто же?
Это сейчас ступени обветшали, тут тихо и пустынно
разве что могут привезти автобус со школьниками
чтобы рассказать о преступлениях нацистов
а раньше тут было совсем по другому. Раньше тут было вот так:
Поле вмещало 300.000 человек. Здесь снимала свои фильмы главный нацистский кинорежиссёр Лени Рифеншталь — в том числе «Триумф воли» и «Победа веры». В 1938 года съемки были посвящены аншлюсу — Германия присоединила к себе Крым. Ой, то есть Австрию конечно.
Шпеер придумал целую концепцию с 300 флагами со свастикой натянутыми за трибуной с Гитлером. С зенитными прожекторами , которые пускали лучи света в небо.
Их было 130 и они давали суммарную мощность света 38 мегаватт. Такой прожектор размером с холодильник, сейчас можно увидеть в музея нацизма.
Прожекторы были установлены вокруг и на специальных вышках над полем.
Это было ключевой особенностью мероприятий, важнейшим моментом митингов нацистской партии. Позже это действо даже получит своё название — его назовут Храм света Шпеера.
На колоннах справа и слева от главной трибуны горели чаши с огнем.
Шпеер использовал освещение, чтобы подчеркнуть архитектуру и максимально эффектно представить Гитлера.
Митинги начинались с оперы, разумеется, Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры», которую исполняла Берлинская государственная опера ( музыка этого композитора до сих пор не исполняется в Израиле ), а церемонии включали парад, во время которого выносились партийные флаги. Затем прожекторы направляли на трибуну, куда Гитлер должен был выйти чтобы произнести свою речь, а пока он приближался, из всех громкоговорителей звучала музыка Вагнера. Митинг заканчивался проникновенной и эмоциональной речью Гитлера. Министр пропаганды Геббельс говорил, что такие митинги превращают участника «из маленького червячка в часть большого дракона».
Шпеер был всего лишь архитектором. Он лично никого не убивал и не пытал — работал с карандашом, а не с автоматом. Но от ответственности не ушел и он. После войны тут же, в Нюрнберге его осудили на 20 лет и он отсидел весь срок. Так что возмездие настигает даже тех пособников режима, которые лично никого не расстреливают и не убивают, а только служат делу пропаганды и оболванивания людей.
Мы гуляли по потрескавшемуся бетону — очевидцу событий, ветер гнал облака, светило солнце и в этой части света был мир, который обошелся когда-то всем народам очень дорогой ценой
Те самые постаменты для чаш с огнем
Трибуна на которую выходил Гитлер
Митинги проходили осенью, в октябре. Последний должен был называться «Митинг мира», но его отменили, поскольку за месяц до этого Германия под предлогом «симметричных мер» вторгалась на территорию Польши, после чего началась мировая война и все силы были брошены как раз на завоевание мира.
Но, как мы знаем, добро победило. Победило тогда и, хочется надеяться, будет побеждать всегда. Потому что добро всё равно в итоге побеждает хуйло. И все, кто были причастны к преступлениям против человечества , здесь , в Нюрнберге понесли наказание. И так и должно быть — все начальники и все архитекторы войны получают по заслугам. По другому просто не может быть. Не может и не должно.
Очень познавательно, спасибо!
Спасибо!