
Дорогие Стёпы и Ваня! Если вы помните, на Новый год Даша подарила мне два билета на самолёт. Были известны только даты, но куда мы полетим держалось в секрете. А на мой день рождения стало известно, что полетим мы заниматься кайтсёрфингом или, проще говоря, кайтингом. Я насчёт кайтинга сначала не заметил подвоха и лишь спустя время понял драматическую разницу между словами «заниматься» и «кататься». Но об этом я напишу позже, а пока, в конце апреля, когда в Москве установилась теплая весенняя погода, давно уже растаял весь снег и на деревьях начали распускаться листья, мы собрали кучу теплых зимних вещей, скупили в Спортмастере и Декатлоне всё, что оставалось там из зимнего сноубордического оборудования, приехали в аэропорт Шереметьево и вылетели рейсом Аэрофлота в Мурманск.
Пока мы летим, я расскажу вам как родилась вообще эта идея — поехать поучиться ездить на кайтинге.
Кайтинг — это катание на лыжах или сноуборде с парашютом. Вот так красиво это выглядит:

Кататься можно по воде

А можно по снегу

Однажды мы ужинали с Жорой и Аней — нашими друзьями из Мурманска и мирно выпивали. В какой-то момент Жора стал рассказывать о своём опыте катания на кайтинге — как он куда-то там у себя в Мурманске приехал, как его к тросу подцепили, как он чуть куда-то там не улетел и всё такое. Ну я сижу, Жору слушаю, уши развесил, для важности головой киваю, поддакиваю с видом знатока. А потом, как писали раньше в советских фельетонах, «Выпили. Потянуло на подвиги.» Думаю — зиму я люблю, морозы тоже, на сноуборде катаюсь. Да я ж смогу! Легко! Надо же попробовать! И говорю, обращаясь к Даше — вот, мол, круто было бы, съездить! Ну и всё. Сказал и забыл. А Даша не забыла и решила мне сделать такой подарок — в прошлом году мы ездили с ней на Байкал, а в этом поехать под Мурманск учиться кайтсёрфингу.
Нашла компанию, которая делает такие туры, где работают профессиональные инструкторы, есть оборудование, кайты, всё необходимое снаряжение. Думала, что мы поедем в январе. Но… Оказалось, что всё раскуплено, мест нет и ближайшая дата — только в конце апреля. Только потом я понял, как нам повезло. Но на тот момент это было удивительно, потому, что, конечно, Даша не ожидала такого ажиотажа в мире кайтинга.
А я не ожидал, что сказанная мной фраза «Эх, поехать бы в Мурманск! Кататься на кайте!» будет услышана и к ней Даша отнесётся со всей серьёзностью.
И вот мы летим в Мурманск, внизу уже вовсю лежит снег

и, несмотря на билеты в бизнес-класс (Даш, говорю, ну обошлись бы мы без бизнес-класса! Ты чего, копилку разбила или на завтраках экономила?), на этом фото заметно, что я несколько нервничаю и напряжен в предвкушении нашей предстоящей поездки.

Внизу, меж тем, мелькают замёрзшие по берегам реки

и ещё не освободившиеся от льда озёра

Прилетели. Аэропорт Мурманска не поражает обилием бортов

Вот наша группа. Всего 9 человек . Забегая вперед, скажу, что очень хорошие ребята подобрались.

До Мурманска от Москвы лететь всего 2 часа, но находится он уже за Полярным кругом, так что погода тут совсем другая. В Москве было +15, а тут — 3. Мурмаши они такие…

Нас встретил автобус и повез обедать в ресторан «Тундра». Если будете в Мурманске — вполне рекомендую. Понятное и вкусное меню, включающее всё, что мы любим, плюс местные специалитеты.

А, вот это тоже — просто бомба. Купите обязательно попробовать.

Потом у нас должна быть экскурсия по атомному ледоколу «Ленин», но она начиналась позже и нас повезли к памятнику, как тут говорят «Алёше», но на самом деле это памятник защитникам Советского Заполярья.

Мурманск — город герой, во время войны тут шли очень серьёзные бои на город было сброшено 185.000 (!) бомб.

А потом мы поехали в порт. Тут было тихо, светило солнышко

к пирсу были пришвартованы кораблики

На ограждениях висели замочки

На берегу стояли старые суда, превращенные в арт-объекты



Но главный экспонат порта, безусловно, атомный ледокол «Ленин»

В жизни он оказался не таким уж огромным, каким я представлял его себе по маркам, на которых он был изображен в моём детстве.

И тем не менее он, конечно, производил впечатление

Вот какие-то пионеры фоткаются на его фоне

Ну и мы, конечно, тоже сфоткались!

Пока ждали нашу экскурсию, обнаружили в здании вокзала кафе с морскими ежами.

Просто подходишь, достаёшь,

Тебе его вскрывают и выдают на тарелочке

Можно выйти на улицу, выпить бокальчик белого вина (правда у нас его не было)

и поесть свежайших ёжиков. Даже без соуса понзу и перепелиного яйца было очень вкусно

Время экскурсии настало. Впегёт, товагищи! Все на атомный ледокол «Ленин»!!!

Пойдём?

По мосткам можно пройти к трапу

Ледокол давно уже не ходит в походы и служит музеем с 1989 года

Начнём нашу экскурсию с машинного отсека

Атомоход начали делать в 1956 году, а спущен на воду он был уже в 1957 году

Потом были многочисленные испытания и в 1959 году он официально заступил на службу.

Это главная турбина

Трудился не покладая рук 30 лет, как я уже написал до 1989 года.

Водил суда, расчищая им дорогу по северному морскому пути.

Мог находиться в автономном плавании до 12 месяцев.

Атомный ледокол «Ленин» был награждён орденом Ленина.

Многократно перестраивался и совершенствовался, но в целом остался таким каким и был создан в середине прошлого века. Так что самое интересное — интерьеры этого судна. И вы их сегодня увидите.

Постепенно поднимаемся выше и оказываемся в служебных помещениях команды. Ледокол уходил в долгие походы и тут всё было сделано так, чтобы можно было существовать совершенно автономно.
В медчасти есть операционная

Рентген-кабинет, стоматология и пр.

А вот капитанский мостик. Тут всё сохранилось в неизменном виде

Теплые ламповые приборы с тумблерами из 60-х…

Глубина в метрах

Старорежимные сигнальные фонари в металлической решётке

В нашем представлении капитан даже такой яхты, как «Беда» должен был стоять за штурвалом примерно вот таким:

А уж какого размера должен был бы быть штурвал у атомного ледокола!
Но, этот гигант управлялся вот таким детским штурвальчиком:

И вообще за ним стоял не капитан, а рулевой.

Вот рубка радиста. Если вдруг нужно отбить «SOS», то сразу сюда.

Но перейдем к самому интересному — интерьерам. В своё время на этом корабле побывали Фидель Кастро, Юрий Гагарин, Никита Хрущёв, король Норвегии Харальд V, Ричард Никсон. А всё потому, что это была гордость СССР, гордость кораблестроения, символ мирного освоения атома, но самое главное — это был первый в мире атомный ледокол.

Поэтому интерьер был отделан по последнему слову дизайна и техники того времени.

Не скупились: ценные породы дерева, латунь, бархат. Смотрите какая красивая центральная лестница.






Коридоры с каютами

Каюта капитана

Зал совещаний

специально разработанные для корабля светильники и мебель


Никакого пластика. Никаких компромиссов

Посетители могли отправить с борта памятную открытку по почте, причем, не электронной! ))

Везде всё сохранилось оригинальное, прямо вот как и было тогда

Латунные шпингалеты на окнах

Радио

Оригинальные светильники 50-х

Дерево, инкрустация, фотографии знаменитостей в кают-компании

Каждое общественное помещение делалось по своему индивидуальному дизайн-проекту. Это заметно по мебели, светильникам и, к примеру, часам.
Вот довольно простые

Вот на деревянном панно, с отдельно инкрустированными латунными цифрами

А тут немного другие стрелки

Никогда не видел часов, где были бы цифры не 9 и 6, а вместо этого неожиданные 8 и 4.
очень классный дизайн и классный шрифт

А тут ещё прибавились 10 и 2

Эти снова другие. Многие предметы были выпущены в единственном экземпляре.

За огромным столом, где можно было заседать, а при необходимости и выпивать и закусывать, находится гигантское панно, вырезанное из дерева

Перед ним, похожий на роденовского «Мыслителя» сидит Ленин, как мне показалось, опершись на льдину.

Спит Ленин на льдине, спит корабль

и всё уснуло внутри

Приказы, профсоюз, комсомол…

Часы идут, но кажется, что время тут замерло навсегда…
Продолжение следует
Подарок на миллион! Такое не забывается, вам очень повезло. С прошедшим вас!
Да, это точно! Спасибо! ))
Очень интересно! Подарок необычный и запоминающийся)
Не то слово! )))
Для нас атомный ледокол был, конечно, легендой. Поэтому интересно его рассматривать — прямо круизный лайнер)).
А интересно ли это молодым?
А ещё — за счёт чего он мог раскалывать льды? — Нос у него выглядит вполне обычно… Своей дополнительной мощью?
У него был очень сильно укрепленный нос и там был отсек, который насосы заполняли забортной водой. Сначала заполнялся отсек на корме, за счёт этого зад ледокола опускался, а нос поднимался. Потом насосы подавали воду в носовой отсек, он становился тяжелее и ледокол всем весом наваливался на лёд, раскалывая его в том числе своим весом. Очень интересное инженерное решение.
Ого!!