На все события нужно смотреть с двух сторон. И всё кроется в деталях.
Вот у Стёпы произошёл инцидент в школе. И казалось бы, вроде всё же очевидно. Но не спешите с выводами. Дочитайте до конца.
Неделю назад Даша мне написала, что Стёпа ходит расстроенный потому, что в школе его обижает какой-то мальчик.
Я попросил её в подходящий момент выяснить подробности. Оказалось, что есть некий мальчик, который называет Стёпу «пьяным дебилом» и «Стёпой Советским». Даша как могла успокоила Стёпу, сказала, что в школе всем придумывают прозвища и что в этом нет ничего страшного и её саму в школе дразнили Пальчиком (поскольку в то время она была Дашей Пальчиковой). А мне Даша написала, что если это не прекратится, то она пойдет разговаривать к классному руководителю по этому поводу.
«Подожди, получится так, как будто Стёпа маме нажаловался, а она к учительнице пошла, — написал я, — Лучше пусть сами разбираются. В конце-концов мальчики, сами должны решать».
Но написать-то легко, а как на самом деле быть-то? Ходить каждый день в школу и не отвечать на какие-то неприятные слова в свой адрес — странно и неправильно. Даше ходить разбираться с мальчиком через классного руководителя — тоже плохо. Мне ехать разбираться с самим мальчиком? Ха-ха-ха. Ну, а что тогда делать? Получается, что из всех вариантов — все плохие. Единственный более-менее нормальный чтобы они всё же сами между собой разобрались.
И они разобрались. Но обо всём по порядку.
В какой-то день на лице у Стёпы были замечены какие-то покраснения. Накануне Даша по фото поставила диагноз и дала указание няне Люде накормить Степана лекарствами от аллергии. Однако вечером, после признательных показаний Стёпы, выяснилось, что это не аллергия, а ссадины. Ссадины, оставленные на степановом лице тем самым мальчиком.
Я понял, что мне пора поговорить со Стёпой.
Я пришёл на кухню, и под его протестующие крики выключил программу «Самое яркое» на канале 360 (очередной сюжет про то, как автобус врезается в трамвай).
— Стёп, хочу с тобой поговорить. А что там за мальчик тебя обижает?
Стёпа явно не был готов к разговору. Он нахмурился и пробормотал что-то неопределенное в сторону.
— Не, правда. Мне мама сказала. Что там у вас?
— Ну он дразнит меня.
— Ага, я знаю. Советским. Ну это ерунда, у всех в школе были прозвища. А ещё?
— Ну пап, ты только не обижайся на меня, что я такое скажу.
— Давай, говори уже.
— Ещё он говорит, что я «пьяный дебил».
— А почему он так говорит?
— Не знаю, просто я ему не нравлюсь.
— Ты ему в следующий раз скажи, чтобы он так больше не делал потому, что тебе это неприятно.
— Это бесполезно, я ему говорил, он всё равно продолжает.
— А на лице у тебя что?
— Это он меня ударил.
— Ого. А ты что? Тоже его стукнул?
— Нет, он же из 3-го класса, а я из 1-го. Он же сильнее меня.
— И что ты сделал?
— Я ничего. Это Стёпа Краснов подошёл к нему и стал тоже обзывать его.
— А при чем тут Стёпа Краснов?
— Ну он увидел, что этот мальчик, Филипп на меня обзывается и тоже стал на него обзываться.
— То есть он вступился за тебя?
— Да. А ещё Агаша Дейнеко и Артём Панюшкин.
— Погоди, — опешил я, — они что тоже все на этого Филиппа стали обзываться?
— Нет, они стали драться с ним.
(я чуть не упал со стула)
— Они что, стали первые с ним драться???
— Ээээ… Не помню. Кажется он первый. Потому что он нашел нас за ёлкой.
— Так. Вы были за ёлкой и он вас там нашёл?
— Да. Нас сначала было двое. Стёпа Краснов и я. Артём играл со своими друзьями, Агаша тоже. Потом мы стали драться. Агаша это увидала, бросает свои дела и идёт к нам помогать. Потом мы зовём Артёма «Артём, пожалуйста, ты можешь нам помочь?»
— Помочь бить третьеклассника?
— Ну да — Стёпа явно не замечая моего сарказма махнул головой — мол, разумеется, — А Артём занят своими делами. Потом я бегу к Стёпе Краснову и говорю ему, что Артём не может, он занят. Но потом Артём сам к нам прибежал. Кричит: «Я с вами! Помогать!».
— А Филипп что? Он один был или ему тоже кто-то помогал?
— Я не знаю точно, но у него есть друг Саша.
— И Саша тоже принимал участие в драке?
— Нет, Филипп звал его «Сашаааа!» , а Саша не приходил ему на помощь.
— Мда… Какой-то Саша не очень друг, раз на помощь не пришёл.
— А Саша не мог.
— Хм, чем же он был занят?
— Он в это время дрался с Софией Минаковой.
— ???! Он дрался с Софией Минаковой???!
— Ну да и с другими девчонками. Ну пока там эти девчонки раскидают третьеклассников…- снисходительно добавил Стёпа.
— Какой-то ужас. Они что, все вместе накинулись на этого Сашу?
— Нет! Мы стоим в середине, бьём Филиппа… — начал терпеливо пояснять мне Стёпа.
— Чего-чего??? «Бьём Филиппа» ??????????
— Ну да. И в этот момент приходит София и говорит нам: «Пожалуйста, помогите нам драться с Сашей и Данилом». Потому что Данила помогал Саше. А мы ей говорим «Да мы вон — дерёмся с Филиппом! Можешь нам помочь?»
Дальше Стёпа перешёл на небрежно-ускоренный темп повествования: ну она соглашается, дальше мы бьём Филиппа пока она стоит в углу, потом мы говорим — «давай, помогай», она выходит и начинает нам помогать.
(вообще-то это прекрасная девочка о которой я писал вот тут )
Видимо, видя неподдельный ужас в моих глазах, Стёпа решил меня успокоить:
— Но София Минакова немножко совсем подралась вместе с нами с Филиппом и ушла.
— То есть вас было трое на одного Филиппа?
— Я не помню, может четверо.
— Какой-то ужас. Это же нечестно.
— Честно, он же здоровый!
— Скажи, а это вы так играете или прям по-настоящему деретесь?
— По настоящему…
После этого я прочёл Стёпе 10-минутную нравственную проповедь о том, что драться нехорошо и уж тем более трое (или сколько их там было включая Софию Минакову) на одного.
— Это было один раз. Больше Филипп ко мне не пристаёт (после такого рассказа я в этом даже не сомневаюсь) и я к нему не подхожу и он на меня не обращает внимания — стал успокаивать меня Стёпа.
— То есть сейчас у вас уже нет конфликта?
— Нет, теперь мы не деремся. Ну может быть потом… — мечтательно добавил он.
— Скажи, а этот вот фингал — это после этой драки?
— Да, это как раз в самом конце было. Это когда Филипп на меня напал и руками мне вот так сделал. Но я его всё равно победил!
***
Вот вам и сюжет. Теперь и не поймёшь, кто тут прав — кто виноват. С одной стороны парень из 3-го класса задирается к первоклашке. С другой стороны они его решили всей толпой проучить. С третьей стороны — вроде как взаимовыручка, — друга в беде не оставили. С четвертой стороны устроили массовую драку. И девочки хороши! Амазонки! ))) Ну и в пятых теперь непонятно, кто тут вообще пострадавшая сторона.
Как считаете, кто прав — кто виноват в этой истории?
Я бы сказала Степе, что он должен сам за себя уметь постоять, без помощи друзей. Желательно словесно. Это обычно результативнее, чем физически. Сказал бы Филиппу в ответ: «А ты — антисоветский», и делу конец.
Ну вот и посоветуй. Пока они там всю школу не разнесли ))
У меня , может, не популярное мнение, но считаю, что в школе не должны никого задирать- это называется травля и работать с детьми должен педагог. Чему после этой истории научился Филипп? Что не стоит трогать Степу, надо поискать кого послабее. А чему научился Степа? Что драка- лучший способ решения вопросов.
Правильный учитель прорабатывает эти ситуации до момента обострения, не допуская массовых драк… Я бы, на вашем месте, с учителем все же поговорила.
Ну посмотрим, может и стоит. Понаблюдаем что дальше будет. Но пока словом «травля» я бы это не называл.
Добрый день! Можно сделать вывод, что у Степы замечательные друзья. Вообще о напряженной ситуации я бы сказала классной на всякий случай.
Не-не , пока нет напряженной. Возможно я излишне сгустил краски .
Третьеклассник задирает и третирует первоклассника — это повод поговорить с учительницей. Эти дети не на равных. Степа — пострадавшая сторона. Хорошо, что одноклассники ему помогли. А если бы нет? И странно, что третьеклассник знает фамилию Стёпы-первоклассника.
Да у них школа-то маленькая. Только три класса и есть
я на стороне Степы и его друзей. Замечательные друзья, кстати. Филиппу говорили словесно, не дошло. Теперь дошло, что и с 3м классом можно справиться первоклашкам. Надеюсь урок запомнит надолго. хоть и не политкорректный
Ну да, меня вот политкорректность интересует в этой ситуации…
Ого, драка. В нашей школе это серьёзно, могут в личное дело занести или с уроков исключить на неделю. В любом случае у нас лучше на самотёк ничего не пускать, потом не докажешь, что ты белый и пушистый. Лучше сразу общаться с учительницей. И Степа не ябеда, а пока еще делится своими бедами. Хуже если замкнется в себе и будет решать их сам…..
Ну драка, конечно, условная, но да, будем «мониторить» ситуацию!
Это же мобинг, в чистом виде! Считаю, что замалчивать такое нельзя. Точно такая проблема была у нас месяц назад. Проблема была решена через учителя. Ребенка, тоже третьеклассника , заставили извиниться перед первоклассников. Представляю каково ему было, но урок , надеюсь, он усвоил хорошо. А то, что у Степы есть такие замечательные друзья — просто здорово! Ну и девчонки молодцы, это да!
Девчонки вообще! Огонь! )))
Сначала стало так волнительно за Степу, но в конце смешно, конечно))
Я считаю, что виноваты родители третьеклассника. Не все дети занимаются буллингом, любая грубость и неуважение по отношению к окружающим имеют свои причины (иногда очень драматичные и серьёзные), и были где-то переняты. Первоклашки молодцы, что дали отпор (хоть и неполиткорректный, как остроумно подметили выше), но если ситуация повторится, имхо, поговорите с родителями задиры, и поставьте в известность классного руководителя. Такие конфликты по-хорошему должны разруливаться психологами и педагогами, если мы хотим жить в обществе без насилия. Ну и родителям хорошо бы задаться вопросом, почему их сын обижает других. Да, сейчас все выглядит смешно и невинно, но, тем не менее.
Да, Вы правы. Если ситуация будет повторяться — начнём уже действовать через учителей
Я когда эту историю услышала, первая мысль была, а где были, и что делали учителя, когда дети дрались на улице, это же не минутное дело.
Не спросил я чего-то у Стёпы