Я всегда считал Стёпу немного таким немного трагическим персонажем. В отличии от толстокожего Вани, он очень ранимый, обидчивый, чувствительный. Когда у него хорошее настроение — он улыбается во весь свой беззубый рот. Когда плохое — рот превращается в трагическую кривулечку, Стёпа замыкается, хочет побыть один, выплёскивает свои эмоции в печальные записки, которые развешивает на дверях (типа «не входить — мне грустно») и так далее. У меня Стёпа ассоциируется с Пьеро — тонкий, грустный и чувственный романтик.
А тут Даша решила сводить Стёпу к психологу. Даша вообще очень любит психологов и по любому поводу норовит отдать им кровные денежки и о чём-то проконсультироваться. По мне — так проку от этого ноль (по крайней мере, в практическом плане). И вот Дашу встревожило то, что Стёпа очень рассеян и у него плохо с математикой — он никак не может себе зрительно представить цифровой ряд, не может понять логику сложения-вычитания. На этой почве она повела Степанчу к психологу. Я на эту чудесную встречу не пошёл, чтобы мой внешний вид не выдал моего скептицизма относительно затеянного Дашей предприятия.
Психолог пообщалась со Стёпой и дала ему сделать тест. На картинках были изображены сценки и надо было рассказать что, собственно происходит и дать оценку эмоциям мальчика без лица — он грустит или радуется.
Судя по изображениям — это был старый-добрый инвентарь детских психологов образца 1952 года. Собственно вот результаты, лично меня не поразившие своими выводами.
Вот картинки и Стёпкины ответы. В скобках мои ремарки:
— Хочет отобрать мяч. Грустный (первы блин комом — мне кажется тут он просто перепутал мальчиков)
— Ходит с мамой. Весёлый (хм. глядя на младенца в коляске я бы так не веселился)
— Мальчик кидает стул. Испугался, убегает от него (ещё бы! это не мальчик, а какой-то половозрелый маньяк-убийца!)
— Весело надевает галоши (галоши не ношу, так что тут ничего не могу сказать)
— Мама с мальчиком. Малыш грустный, мама весёлая. Не купила ему детальку
(мама явно не балует сыночка)
— Грустный мальчик — ему не разрешили посмотреть телевизор (ну конечно грустный — с чего веселиться-то?! все мультики смотрят, а его спать отправили с такой же мрачной как эти тесты игрушкой)
— Мальчик весёлый — моет руки и пойдёт в гости (лично у меня сантехника не вызывает такого уж веселья, но ладно, ок)
— Мальчик грустный — разбил вазу, а мама ставит его в угол (ну да, всё точно — вазы не видно, но зато видно как злобно мама трясёт своим пальцем и вовсе не улыбается)
— Мальчик грустный. Есть уже другой сын, мальчик подумал, что папа его не любит.
(Ха, это Ванька что-ль? Похож, похож…)
— Мальчик грустный — у него отбирают машинку (ясен пень отбирают. радоваться нечему. куда смотрит воспитательница?)
— Мальчик грустный. Мама — весёлая. Мама отобрала у него детальку от конструктора
(а вот действительно, что это у мамы в руке?)
— Мальчик грустный — его не пустили в игру (приятного мало. я б тоже расстроился)
— Родители грустные. Мальчик грустный потому что родители хотят расстаться ( перефразируя слова одного киногероя «ребенка не проведёшь, он сердцем видит»)
***
Как видите, по сути, я тоже попробовал пройти этот тест. И вы видите, что я точно так же ответил бы на эти вопросы. Окей, мы со Стёпой очень похожи. Он — маленькая копия меня. Но если даже от этого абстрагироваться, ну вот я, может быть, не совпал бы с ним по карточкам 1 и 5. Но всё остальное… Неужели это только нам со Стёпой кажется, что стакан наполовину пуст? К примеру карточки №8 или №12. Ну неужели может быть какой-то ещё вариант кроме как «грустный»? Напишите, как вам кажется?
***
Затем был второй тест. Психолог нарисовала лестницу внизу которой поместила «Плохого мальчика», вверху — «Хорошего» и предложила Стёпе разместить здесь себя и родителей. Вот что из этого получилось. Уж не знаю, что бы это значило… Есть у кого-то мысли-идеи?
Ещё она попросила Стёпу изобразить себя:
нарисовать предмет с которым он ассоциирует себя:
(это барабанная установка , если что)
с каким растением он ассоциирует себя :
(это не инфузория -туфелька, это кактус)
и с каким животным:
(Стёпа пояснил, что это Рыба-робот и она может полюбить (?))
Последний рисунок, наверняка загнал бедного детского психолога в бездну недоумения и ужаса от такого удивительного результата. Наверняка в её практике не было ещё такого странного мальчика и, возможно, вот уже несколько месяцев она пытается разгадать тайну загадки Стёпиного подсознания.
Но…
«Рыба-робот, рыба-робот… Где-то я её видел….» — вспоминал я. Что-то мне это напоминало, где-то я уже об этом слышал… А потом вспомнил. У меня ж все ходы записаны. Незадолго до посещения психолога, мы со Стёпкой ходили на выставку роботов. Рыбы-роботы произвели на него впечатление и он даже принялся читать про них информацию на стенде.
Выводы психолог сделала такие, что Стёпа «тревожный пессимист» (читай — реалист) и ещё что у него плохо развито какое-то из полушарий мозга (вернее она сказала какое, но я забыл, потому что у меня как раз плохо развиты оба) и посоветовала сделать энцефалограмму мозга, чтобы исключить заторможенность в развитии (???) Стёпки. То, что мальчики по сравнению с девочками страшные тормоза, это факт известный (иногда это даже распространяется и на более зрелый возраст). И тем не менее, последнее меня не на шутку встревожило.
Про энцефалограмму я вам расскажу завтра, а пока у меня к вам несколько вопросов относительно психологов, ответьте на них, а
1. Кажется ли вам, что слово «психолог» иногда (не всегда) немного напоминает слово «шарлатан»?
2. Кажется ли вам, что на эти тесты с картинками можно ответить как-то кардинально по другому?
3. Считаете ли вы, что ответы на эти тесты (особенно рыба-робот) свидетельствуют о глубинных психологических проблемах вот этого человека и его отставании в развитии?
Эта дихотомия выражений лица странновата: веселый мальчик выглядит как-то злобно и скорее хитро ухмыляется, а не улыбается (возможно кончено это уже мои собственные происки подсознания) и картинки сами слишком архаичные, там все грустно и черно-бело. В целом я уверенна что психолог может помочь разбираться и контролировать эмоции, реакции, настроение, но энцефалография мозга и расфасовка по шкатулкам может внушить с детства идею, что со мной что-то не так и у меня не такие полушария. Психолог это полезно, но он желательно должен приотизировать интересы ребёнка , а не кошельки родителей: интересоваться необычными ответами и концентрироваться на развитии достоинств, а не пытаться исправить «недостатки».
Приотизировать? Дихотомия? Пойду-ка я в Гугл )) А так да, согласен. Картинки уж точно мрачные сами по себе, Вам не кажется!
1)нет. мне кажется, психологическим здоровьем надо заниматься так же,как и соматическим. но в России это не принято, а зря. 2) да, у меня намного больше веселых мальчиков (1,9,10,12,13). 3) меня напрягло то, что Степа поставил себя внизу лестницы и кактус. если психолог подскажет, как сделать так, чтобы Степке было психологически комфортно, будет здорово!
Да вроде ему нормуль… По крайней мере мне так кажется.
Дмитрий, с этим постом совпал и мой визит к детскому психологу с дочкой, поэтому вкратце поделюсь впечатлениями)) Прежде всего скажу, что я, видимо, как Даша, хлебом не корми, дай озаботиться, нет ли каких проблем психологических)) По окончании визита, мужу сказала — четко поняла, что в нашей семье специалист нужен только одному человеку — мне самой, решить какие-то свои загоны, а не проецировать их на ребенка)) а про самих психологов нужно всегда помнить, что они тоже люди, со своими особенностями, видением этих образов и тестов, и каждый трактует немного по-своему, кто-то усугубляет выводы, кто-то трезво мыслит и умеет отделять зерна от плевел. Мне повезло, наш специалист не стала пугать и сеять панику, когда, к примеру, на просьбу нарисовать семью, дочка нарисовала папу, маму и рыбку (у нас живет синий петушок), а себя сказала, что рисовать не станет, она же вот она. Так вот, мне просто объяснили, что начинается переходных период от 5 к 7 лет. А могла бы, сами понимаете, и что-нибудь другое высказать (сказала, что это всего 2 случай в ее практике). В общем вывод такой — всех слушать, но выводы делать исключительно самим и не сеять панику.
))) Это очень смешно, что она себя не нарисовала — вот же я! И правда! )))
И да, конечно, главное — без паники!
1) в начале 2000-х, когда в садики вводили психологов, они были именно никакущие со всеми своими тестами. Но когда ребята были в старших классах школы, пришла новая психолог, которая оказалась очень даже ничего. Она реально помогала ребятам с профориентацией, психологически подводила к ЕГЭ, проводила беседы всякие, дети ей доверяли. Но тут, или повезло с психологом, или все сейчас такие ) 2)у меня радостных тоже побольше, но я все-таки с позиции мамы, а не ребёнка. 3) про рисунки ) когда сын пошёл в 1-ый класс, на самом первом уроке он нарисовал голубым фломастером убитого рыцаря. Как-то я рассказала это подруге, которая уже давно работала учителем начальных классов, она подумала и изрекла: «Ну голубым цветом — это хорошо, остальное жизнь покажет» ))) Как мне кажется, психологи это неплохо, но нормальный учитель начальных классов вполне решит все проблемы с математикой, не глядя на развитость полушарий
Да я тоже так считаю. Я всегда так говорю:
Вы знаете кого-то, кто не умеет застегивать пуговицы на рубашке? Или посчитать 20+15? Или не умеет завязывать шнурки? Или не умеет читать? Всему своё время.
Дмитрий, полностью разделяю Ваши сомнения в целесообразности этих манипуляций. Ужасные картинки, на мой субъективный взгляд, топорная интерпретация. Вы сами прекрасно знаете, что чувствует Ваш сын и что его беспокоит, не все должны быть веселыми Ванька-Встаньками, кто-то вот такой сверхчувствительные, вдумчивый, тонко чувствующий, сомневающийся, ранимый — он такой какой есть. На данный момент кактус, который хочет, чтобы его обняли, а это непросто, прежде всего для родителей. Прошу прощения, если мой комментарий покажется слишком категоричным! Из практичного: есть такая настольная игра Руммикуб, в ней как раз нужно строить числовые ряды и она совсем несложная и недолгая, Стёпа не успеет заскучать, да и Ваня ее легко поймет. Mit freundlichen Grüßen, Марина
Ой, спасибо огромное, обязательно куплю и попробуем поиграть )))
Руммикуб очень классная игра! Присоединяюсь к совету
Не считаю психологов шарлатанами. У меня были проблемы в общении с дочкой, психолог очень хорошо помог, рассказал почему так и что делать. От него же мысль, что если с ребёнком что-то не так, в 90% виноваты родители. Недавно прочитала в книге (автор как раз психолог) — если у вас болит зуб, вы идёте к стоматологу , почему же голову вы лечите самостоятельно. Если вам попался хороший специалист, он поможет Степе стать счастливее и увереннее. Ну а если психолог не очень, то это повод поменять его, а не отказываться от идеи в принципе.
Ну да… Логика в этом есть…
Картинки кстати, не смотря на то, что старые и страшные помогают увидеть, чего боится ребёнок — показала своей дочке (ей 5 лет) удивилась результату, но позитивных ответов у неё больше.
Ну и слава богу!
По-моему, тест очень странный. Из всех лиц, которые всё-таки изображены — ни одного улыбающегося! Почему ребёнок должен улыбаться, если вокруг все с такими кислыми и недовольными физиономиями? Про выражение лица младенца в коляске — это вообще без комментариев. А картинка со взрослым, держащим табурет, чтобы ударить или убить мальчика?! Мрачный тест и очень глупый, по-моему.
А что касается профессии психолога, то, пожалуйста, ответьте — много ли вы знаете хороших врачей? Даже в Москве их не так много. То же самое с психологами — наверняка есть хорошие специалисты, но их мало. Судя по тестам, которые прошел Степа и выводам, которые сделаны, вам попался непрофессионал, да и просто не совсем умный человек (имхо).
Ну ладно, ладно, не нападайте ))) Я думаю, ничего страшного нет в том, что он этот тест прошёл. Но сам тест, да. какой-то ретро-мрачный ))
Не считаю психологов шарлатанами. Единственное, мне видится ситуация, как в самолете: сначала себе кислород, потом ребёнку. Не всегда проблема в ребёнке, часто он просто считывает настроение в семье. Подруга вот так повела взрослого сына, помогло не только сыну, теперь сама ходит(к другому) и мужа тоже привела.
О, это прям для Даши ))
Дмитрий,
Если честно, то я тоже сомневаюсь в том что в таком возрасте нужно привлекать психологов к проблеме с математикой! Если бы Вы наблюдали какие-то глобальные поведенческие проблемы, это куда ни шло. Простите, не хотела Вас или Дашу обидеть, но обнаружила что здесь, в Великобритании, многие болезни, которые лечат в России даже не диагностируют!
Меня, например, в Москве долго и безуспешно лечили от остеохондроза, который, как оказалось, здесь является признаком старения организма и связан с прямохождением, и никак не лечиться 🙂
Купите лучше Степе Numicon для объяснения как цифры слагаются и отнимаются друг от друга
А что это за Нумикон? Игра?
Нумикон это что-то типа пластмассовых кубиков, или пластинок разного цвета и размера. Используются чтобы наглядно объяснять детишкам сложение и вычитание, как четные числа отличаются от нечетных, почему сложение 2-х нечетных чисел дает четное, почему четное и нечетное дают нечетное и так далее
Мы покупали на Амазоне, и на ютюбе много видео, где учителя из Великобритании показывают как ими пользоваться
Спасибо большое за наводку! Посмотрю!
Я, кстати, помню нам в школе тоже похожие картинки показывали (это ещё при СССР) и спрашивали что тут происходит.
Я помню, как анализировал и старался максимально полно ситуацию обрисовать и ничего не упустить.
Справедливости ради — очень много депрессивных ответов на вполне нейтральные картинки.
Показал картинки маме (80 лет) — картинки 4 и 7 — по её словам — мальчик испытывает напряжение, ему тяжело.
Так что да — каждый с собой ассоциирует.
Кстати, картинка 12 у меня вызывает ассоциацию — играют в догонялки, мальчику весело.
Ну да, у каждого по своему.
(( Значит мы со Стёпычем депрессивные пессимисты ((
Картинки такие страшные, что я бы вообще их ребёнку не показывала. Чтобы не пугать. В мире этих картинок веселое выражение лица не предполагается.
Ну вот мне тоже так кажется. Немного напоминает реквизит к фильму ужасов ))
Я в психологов верю, в грамотных.Извиняюсь, а Дашу и психолога не озаботило, что мама везде персонаж антагонист? поругала, отобрала, не купила? Из любопытства дала пройти своей 4-хлетке, немного другие результаты, мягко говоря
Ну и слава богу, значит всё ок !
Мне действительно Стёпа во многом напоминает тебя. И ты вырос в весьма интересную и привлекательную личность, хотя и с пессимистическим уклоном. Возможно, этот уклон даже как-то негативно влияет на твою жизнь. Хотя внешне ты, безусловно, очень и очень успешен. Поводов для радости в жизни гораздо больше, чем видится тебе и Стёпке. Папа подбрасывает малыша — разве это не весело (если только ты не ревнюка)? Строить вместе с мамой крепость, а потом вместе убирать кубики — тоже здорово. Папа с мамой вместе и с ними сын — разве плохо? Это я о картинках.
Лестница. Любопытно, что он няню Олю относит к родителям (но ставит невысоко). Выше всех — мама. Она молодая, красивая и весёлая. К себе относится самокритично.
Интересно с рыбой, когда любовь выражается в поглощении (?)
К психологам водила когда-то Дениса, когда он был «неуправляемой ракетой». Веский позитив, который из этого вынесла: «Интеллект победит». Ну, вроде победил )))
)) Мы со Стёпой весёлые пессимисты, вот мы кто !!! )))
Тестирование — так себе, конечно. Дмитрий, но знаете, мне кажется, что у Стёпы высокий уровень тревожности. Наверное, каждый ребенок может с этим столкнуться, пока растёт в этом странном мире.
Да, наверное. Он действительно более тревожный чем Ванька. Этому всё нипочём
Дмитрий, не будьте так строги к психологам, дайте им шанс! 🙂
Отвечая на Ваши вопросы: среди психологов действительно хватает шарлатанов, потому что, к сожалению, в нашей стране открыть частную психологическую практику может любой человек без высшего образования. Меж тем, обязательно должно соблюдаться три условия: у психолога должно быть высшее психологическое образование (не спецкурс, оконченный за полгода-год, а минимум четыре года, если первое высшее и три, если второе), пройденная личная психотерапия (чтобы не проецировать свои проблемы на клиентов) и поначалу работа обязательно под наблюдением супервизора (опять же, чтобы не навредить). Помимо нехватки квалифицированных специалистов, в России по сей день остаётся проблема неприятия психологии как таковой. Зачем платить психологу, если я сам могу во всем разобраться? К сожалению, этот метод часто не работает. Как говорила моя преподаватель (журнал детский, поэтому пардон): «Сам себе психолог — это как сам себе гинеколог». Если мы следим за состоянием здоровья, почему бы нам не следить за состоянием психики? Поэтому тот факт, что Даша посещает психологов, говорит в первую очередь о том, что она — человек, мыслящий широко.
Насчёт Степиного визита к психологу: по сути, ничего криминального он не сказал. Отправил на энцефалограмму, потому что таковы правила: в первую очередь должны быть исключены органические поражения мозга (это область работы психиатров, которой психологи заниматься не могут), потом уже исследуется все остальное. На некоторые картинки можно было ответить иначе, и, возможно, Стёпа действительно тревожится насчёт каких-то моментов, но это говорит только о его состоянии здесь и сейчас. Речь о глубинных проблемах все-таки не идёт. Сегодня Степе вынесли вердикт «тревожный пессимист», завтра будет «умеренный реалист». Не всем же быть оптимистичными булками 🙂 А проблемы с математикой — это вообще ерунда, немножко усилий и наловчится все решать. У меня с математикой все было, мягко говоря, очень плохо, но не могу сказать, что это сильно мешает мне жить))) Поначалу слезы и репетиторы, но per aspera ad astra!
Извините, что многа букав, но уж больно актуальная тема.
Спасибо, спасибо большое за поддержку. Я (хоть и пессимист) в данном случае думаю, что всё будет хорошо у него и с математикой и вообще в жизни. По крайней мере я очень на это надеюсь.
В Вашем описании, Дмитрий, узнаю свою дочку. Когда обижается, тоже пишет записки или рисует себя с грустной гримасой. Честно говоря, к психологу мы не ходили, но перед школой (пойдёт в этом году) всё же наведаемся. Но, похоже, что ребенок и сам неплохо справляется с психоанализом. Однажды заявила, что она меланхолик! И откуда дети всё знают!?
Меланхолик… Очень трогательно…