Мы уехали из Женевы и направились в сторону Цюриха. Но по дороге я очень хотел заехать в маленькую деревушку под названием Дорнах чтобы увидеть самую настоящую, действующую школу спиритизма которой уже почти 100 лет. И сегодня я расскажу о ней вам.
Если вы окажетесь в Швейцарии, в скучном Базеле или в симпатичном Цюрихе – не поленитесь – возьмите машину и съездите в деревушку Дорнах. Это стоит того.
«Гётеанум» – странное и причудливое здание в котором располагается, наверное, единственная в мире школа спиритизма.
Основатель — Рудольф Штейнер создал учение, близкое по своему духу к новой религии цель которой была дать человеку возможность познания высших миров, существующих за гранью физической реальности.
Для этого по его личным чертежам и непосредственном участии, коммуной единомышленников в начале 20 века было построено здание «Гётеанума», внешним видом и формами олицетворявшее все каноны его учения.
В возведении «Гётеанума» участвовали самые передовые люди той эпохи, приехавшие в Швейцарию со всего мира. В том числе из России — художник и поэт Максимилиан Волошин, писатель Андрей Белый и его подруга художница Анна Тургенева. Вот создатели школы после окончания строительства
На участках вокруг школы были возведены дома для учеников и учителей, которые были также построены в стиле «Гётеанум».
Макет первого здания школы спиритизма
Первого, потому что 1 января 1922 года здание ожидаемо подожгли неизвестные (такой вот новогодний подарочек) — на фото видно, что оно сгорело полностью. Осталось только основание.
На нём к 1928 году, после смерти Штейнера, но всё также по его чертежам, было возведено новое, уже из бетона – самого передового и практичного материала того времени.
Учитель давно умер, а школа спиритизма жива и поныне. То ли благодаря тому, что Швейцария сохраняла нейтралитет, то ли благодаря тому, что нацисты любили мистику и спиритизм, школу пощадила даже вторая мировая война и она дошла до нашего времени в неизменном виде.
Давайте осмотрим здание снаружи.
Его окружают высокие фонари, сделанные в том же стиле что и сама школа
Строение, как я уже сказал из бетона, но при этом удивляет мягкими и плавными формами стиля ар-нуво
Бетон принимает причудливые формы, словно это пластилин
Полная асимметрия. К примеру, на западном фасаде вдруг обнаруживаешь какие-то колонны-подпорки
На некоторых фасадах нет ни одного окна одинаковой формы!
ни одного
Но обходя дом начинаешь теряться как в зазеркалье, потому что непонятно сколько у него фасадов, какой он формы, где вход, с какой стороны ты находишься и что ты увидишь за следующим изгибом стены. Вот неожиданно фасад вдруг становится совершенно плоским с строгими симметричными окнами одинаковой формы
Или вот вдруг появляется широкая лестница, ведущая вниз
Но путь оказывается ложным — он заканчивается тупиком — глухой решеткой, которая никогда не была калиткой.
Тот кто не знает — забежит сюда и окажется в ловушке.
Каждая плоскость здания не похожа на другую. Царство лабиринтов, фальш-окон , замурованных дверей, симметрии и асимметрии.
Кругом пусто и пустынно. Большинство окон тщательно зашторены изнутри. Это как хоррор — чувство тревоги подступает постепенно, незаметно, тихо, на цыпочках прокрадываясь в вашу душу, чтобы забрать её (ха-ха-ха-ха!)
Но давайте уже войдем внутрь?
Как и снаружи, внутри всё – от ручек дверей, перил, шрифтов на табличках до форм самого здания удивляет смесью ар-нуво, ар-деко и конструктивизма из которых родился причудливый стиль «Гётеанум» по сути представленный только этим зданием и несколькими соседними.
Стены, пол и потолок из бетона. Аскетичная красота.
Столовая находится при входе поэтому выглядит строго, но не зловеще.
Интерьер потрясает воображение. Каждая мелочь продумана и прорисована. Посмотрите, как оформлены часы.
или вот такой плафон светильника. Всё должно быть подчинено общему стилю.
Знаете, что это? Скромный экран, закрывающий батарею отопления
Или вот
Оцените форму ручек, дверей, стекол… И каждая деталь сделана в этом странном стиле Гётеанум.
Вот такие бра в виде то ли гробов, то ли крестов, то ли масок
Гостей встречает необычная скульптура. Тут много необычного потому, что школа спиритизма действующая и в ней продолжают проводиться занятия.
Поднимемся наверх
Обратите внимание на перила. Создатели заморочились чтобы вырезать их в бетоне
Каждая деталь интерьера продумана и проработана.
Декоративное оформление начала лестницы — 14 граней
Сумасшедшие изгибы ступеней.
И каждый подъем, каждая лестница оформлены индивидуально и не повторяются.
Мелочи и детали продуманы очень тщательно — смотрите как перила обходят выступ стены
Ничего одинакового. Полная асимметрия. Всё это сложно на этапе проекта, очень сложно на этапе чертежей и адово дорого при строительстве.
Преподавательский корпус.
Неожиданная табличка на двери.
Вы гуляете по зданию влекомые его красотой и всё дальше и дальше , незаметно углубляетесь в этот лабиринт
теряетесь в переходах и лестницах
проходах
и запертых дверях в основном без табличек
Многочисленные лестницы пересекаются, идут параллельно и пытаются вас запутать своей строгой красотой
Несмотря на великолепную погоду, синее небо и безмятежное солнце просвечивающее лучами сквозь гигантские окна, здание внутри производит странное впечатление. Чем больше ты в нем находишься, тем больше накатывает какая-то тревога, неуютное ощущение, что ты потерялся в нём, что тут ни души потому что все спрятались и тайно наблюдают за тобой как ты ходишь по этому пустынному дому. Следят за каждым твоим шагом. И если ты вдруг увидишь что-то, что видеть не нужно — тебе отсюда уже не выбраться.
Тут всё так — на первый взгляд красиво, понятно и доброжелательно, а если присмотреться — совсем не доброжелательно. Гостям тут не рады и посторонним тут не место.
К примеру, вдруг выясняется, что с виду обычный подоконник
специально сделан с сильным подъемом вдоль края с острым выступом
Для чего? Чтобы на нём было невозможно сидеть и подслушивать что происходит за дверьми в соседней аудитории.
Ты испытываешь тревогу, она нарастает и вот ты попадаешь в длинный коридор вдоль которого висят десятки картин.
По-прежнему никого. А на всех картинах один и тот же сюжет – сферические круги, тоннели, свечение…
какие-то силуэты
страдания
На потолках и стенах странные знаки
расставлены вот такие скульптуры
всё это — символы спиритизма
На стенах фотографии учеников и того, как проходят занятия в школе
Конечно под чутким надзором строгих и очень внимательных преподавателей
Многочисленные коридоры продолжают переплетаться, за каждым поворотом вас ждет лестница ведущая в другой зал, а оттуда снова к лестнице и проходу или в тупик, упирающийся в бетонную стену
Здание внутри представляет собой настоящую головоломку. Тут нет никаких указателей. К примеру, неожиданно в углу обнаруживается лифт. В тесной кабинке, по форме напоминающей гроб, двери открываются и вправо и влево. В какую выходить?
В полном одиночестве можно гулять по этому зданию не встретив ни души, а потом за очередной дверью услышать приглушенные голоса. Но они смолкают, стоит потянуть за ручку
Через какое-то время начинает казаться что это ловушка, кругом обман, что это гигантский лабиринт, а стены в нём фальшивые и ты вовсе не один а на самом деле за тобой непрерывно наблюдают чьи-то глаза сквозь потайные прорези. И тут ты вдруг замечаешь смотровые окошки, зачем-то сделанные в дверях.
Кажется, что шестеро сидевших за гранями этого стола встали и ушли как только заметили, что ты входишь в здание
Появляется чувство, что стоит зазеваться, притупить внимание, или подсмотреть в какую-то щёлку, и ты уже не покинешь этот дом – двери запрутся, появятся люди в масках и ты останешься тут навсегда.
Как раз в этот момент ты натыкаешься на неожиданно широкую лестницу,
спускаешься по ней вниз
и оказываешься
в огромном атриуме о существовании которого ты не догадывался.
Отсюда открывается вид наверх, на гигантский витраж с каким-то странным изображением
Долгая лестница с многочисленными пролетами, мостками и переходами в конце концов выводит к его подножью
Кроваво-красный витраж мрачно просвечивает вас насквозь , всматриваясь в вашу душу
Красиво, торжественно и очень непросто.
Напротив — вход в Большой Зал. Разумеется закрыт. Разумеется внутри кто-то есть — слышны голоса.
Двери покрыты мелкой чешуёй — многочисленными ложбинками-морщинами
Плафоны светильников в форме гробов
И снова изломы пролетов лестниц
Повороты, тупики
Замурованные двери
И вот, спустя 2 часа вы наконец, с облегчением возвращаетесь в фойе откуда всё началось
Скорее на улицу
Большой парк окружает здание школы
Но и тут всё не просто — весь этот узор скамеечек-тропинок-лавочек имеет свой смысл — он очень часто повторяется в Гетеануме
Иногда натыкаешься на расставленные камни знакомой нам формы
Территорию парка пронизывают странные лучи из бетона, заросшие травой
Площадка является постаментом дерева. Не иначе как барышни как раз вокруг него и водили мистические хороводы
С тыльной стороны находится бомбоубежище на случай авианалета на Гетеанум
Там же протекает ручей, снабжающий бомбоубежище пресной водой
Через какое-то время он вливается в бетонные чаши в форме костей позвоночника
образуя каскады
изгибающиеся в той же причудливой форме, что и дорожки парка
Школу и парк окружает деревушка Дорнах.
С виду это обычная швейцарская деревушка.
Но в ней можно увидеть дома, построенные в разное время учениками и преподавателями школы.
Их легко отличить от обычных домов деревни потому что во всех них читается всё тот же стиль Гётеанум.
Это вот современные постройки
А это более старые
А это одни из самых первых. Дом-гриб
Дом-крик
Я его так прозвал потому, что вход похож на лицо человека с картины Мунка «Крик»
он единственный сделан не из бетона, а из дерева, потому что был построен тогда же, когда строилось и самое первое, деревянное здание школы
весь фасад отделан знакомыми нам по дверям школы чешуйками
А это Дом- лук
Даже сельский магазин
и электрическая подстанция сделаны в узнаваемом стиле
Вроде обычный дом. Но если вы уже посвящены в таинство спиритического братства, то присмотревшись к окнам всё поймете. Как говорится — кто знает, тот понимает. А кто не знает — тому и не нужно ничего знать.
Возможно в этих домах всё ещё живут потомки тех, кто был причастен к созданию школы спиритизма.
Если вы окажетесь в Швейцарии, в скучном Базеле или в симпатичном Цюрихе – не поленитесь – возьмите машину и съездите в деревушку Дорнах. Это стоит того.
Нет в интернетах программы обучения?)
Ха-ха, думаю что нет ))
Потрясающе интересно! К стыду своему, никогда не слышала об этом здании. Посмотрела в интернете — это не школа спиритизма, а всемирный центр антропософского учения, последователями которого в России были Андрей Белый, Сергей Прокофьев (вот откуда его имя в этом здании), Максимилиан Волошин.
Ну можно и так назвать. Суть не меняется.
Ух, вот вы страху-то нагнали в этот раз, впечатлительным особам не читать) а так все начиналось традиционно, за архитектуру, то сё =) но было, конечно, интересно для расширения кругозора, спасибо!
))) Я рад, что понравилось )) Больше ничего страшного не будет ))
Оооочень интересно!!! Спасибо!!
Ура! ))
У меня друзья живут в Швейцарии более 20 лет. Благодаря Вам только сейчас они узнали про Дорнах. Уже планируют путешествие
Ура, я очень рад! ))
Очень круто и интересно!
Спасибо за подробный рассказ)
Мне всегда в такие моменты интересно, это вот прям реально люди так заморочились и изучают спиритизм или это из разряда тайного заговора и просто стеб одного сообщества которое уже тролит людей уже так много лет)) и получиться как музей подделок как в фильме трасса 60 ))))
Не-не, там точно всё по серьёзке. Они реально очень в это погружены. Ну и финансирование откуда-то берется — Швейцария вообще не рай по ценам ))
Да, очень затейливо всё. впечатляет! Интересно, кто всё это проектировал? И откуда ты узнал про этот Дорнах? И как вас туда пустили? ЧТо-то очень безлюдно там…
Ну, а привидений там не встретили?
Приведений нет, но и без того было некомфортно… Кто проектировал — не знаю, а узнал на каком-то сайте случайно когда-то
А как вы туда попали? Ведь там явно нет больше никого
Да просто пришли, дернули за ручку и вошли. Никого не было ни на входе, ни в коридорах. Только за запертыми дверьми, как я писал
это очень интересно. спасибо за внимание к деталям. только благодаря Вам, Дмитрий, удалось все рассмотреть внимательно. А вы там совсем одни ходили? без никого? или какой-то гид вас водил?..а то так и правда можно заблудиться
Нет, никого не было, мы просто вошли и просто ходили — никого не было ни на входе ни в коридорах