Под катом пост, который я опубликовал в те дни. Повторяю его ещё раз.
Накануне, 23 февраля, мы улетели в Грецию. Про эту поездку я обязательно когда-нибудь напишу, а пока вот мы радостные и веселые фотографируемся по традиции в Шереметьево. Не подозревая как перевернется жизнь нескольких миллионов людей и какой ад начнется уже через несколько часов.
В Грецию мы поехали по большей части чтобы «открыть визы» — у ребят закончился шенген, мы подали документы в греческое посольство, получили новые визы и решили съездить на три дня в Афины, где в феврале как раз не жарко и должна была быть приятная солнечная погода. Хотели погулять, посмотреть Акрополь и заодно поставить штампики о въезде в Грецию.
Не могу сказать, что мы ничего не подозревали — в воздухе уже давно пахло войной. Но, конечно, никому в голову не приходило, что Путин действительно настолько съедет с катушек, что реально начнёт войну. И что Россия может напасть на Украину. Мы приземлились в Афинах, приехали в наш отель, пошли гулять по городу, потом зашли в какой-то почему-то кубинский ресторанчик, сели перекусить и, поднимая бокал за начало нашего путешествия, я мрачно пошутил Даше на ухо: «Война застала их в Греции…».
***
Примерно в то же время, когда фашистские войска напали на нас в 41-м, то есть в 4 утра по местному времени, меня разбудил звонок с работы.
«Путин ввёл войска в Украину».
Дальше всё было как во сне. Я разбудил Дашу, мы стали смотреть и слушать новости, лихорадочно читать интернет, мы были в полной растерянности — происходящее не укладывалось в голове, мозг отказывался воспринимать эту информацию.
Потом проснулись Стёпа и Ваня. Я повёл их на завтрак. Сидел потерянный, пытался делать вид, что всё хорошо, что это обычный завтрак. Не знал что сказать и как сказать. У меня не было опыта «сообщения» детям, что наша страна начала войну с соседней страной. Теперь у меня такой опыт есть и этого я никогда не прощу ни нашему государству ни лично тов. Путину.
Когда Стёпа узнал, что началась война, он сказал:
— Ваня, давай возьмем мои барабанные палочки, скрепим их скотчем, прикрепим к ним большой лист бумаги и напишем на нём : «За Украину! » и пойдем по нашему поселку и будем протестовать!
Стёпа сообщает своим игрушкам — мишке и Колбаскину, что началась война с Украиной.
Потом мы, совершенно раздавленные гуляли по Афинам. У нас была запланирована пешеходная экскурсия по городу, но слова экскурсовода звучали фоном, мысли были совершенно о другом.
Несмотря на то, что война началась утром этого дня, по всем городам мира прошли акции поддержки Украины. Во всём мире люди вышли на улицы.
В Афинах тоже был митинг поддержки Украины и я счастлив, что мы смогли принять в нём участие и наша фотография из Афин тоже попала в этот ряд.
А потом Стёпа совершенно потряс меня.
Мы дошли до отеля и я сел в номере смотреть в компьютере новости и вдруг выходит этот пост в Стёпином инстаграме.
Притом, что я ни слова не говорил ему, не просил ничего писать. Они с Ваней и Алёной вообще в этот момент были втроём в соседнем номере.
Стёпка! Мы тобой очень гордимся! Ты вырастешь хорошим и справедливым человеком. Я бы хотел чтобы ты был нашим Президентом. Даже, несмотря на то, что у тебя тройка в четверти по математике и литературе.
***
Вечером пошли ужинать. Стёпа попросил одобрить ему лимит и сидит, читает «Медузу»
Вечером Стёпа и Ваня купили маркеры для граффити, бегали по городу и писали на заборах и столбах «За мир »
Почти как на картине Фёдора Решетникова «За мир» (см. загл иллюстрацию)
Мы пробыли в Афинах ещё два дня. Это были одни из самых худших дней в моей жизни.
Более мерзкого, гадкого состояния, чувства стыда и брезгливости, вины, горечи и отчаяния одновременно я не испытывал никогда. Утром нам не хотелось просыпаться, чтобы не узнавать очередные мерзкие новости, которые должны были остаться там, во сне.
В Афины мы летели 3часа 15 минут. Обратно — словно воры, пробирались «дворами» через небо тех стран, которые ещё не успели его закрыть для нерукопожатной России. В итоге — 5 часов 30 минут.
Я летел, смотрел отсутствующим взглядом в спинку кресла, а в голове вертелось: что же будет с родиной и с нами?
Что произошло в ближайшую неделю, вы все знаете сами.
Закрытие остававшихся независимых СМИ, принятие новой статьи в УК — 15 лет для тех, кто против войны, закрытие Эхо Москвы и тут же запуск на его частоте пропагандистского Спутника, жесткие задержания тех, кто вышел на митинги и акции протеста, стали забирать в автозаки детей , отъезд из страны журналистов и чем дальше, тем быстрей и хуже всё становилось. Мир к которому мы привыкли, мир в котором мы жили рушился и менялся прямо на наших глазах. Тот путь, который страна прошла за 37 лет с момента Перестройки, мы преодолели в обратную сторону буквально за несколько дней.
Но всё это было ничто, по сравнению с гибелью людей в Украине, защищающих свою страну от России.
Ой, тяжело вспоминать этот день!
Самое интересное, что у меня в голове стучали те же слова (Шевчука?)- Что же будет с родиной и с нами…
И как нас всех разметало-разбросало…
Слава богу, что есть возможность хоть изредка, хоть мельком видеться с вами живьём. А новую американскую внучечку неизвестно, когда увижу (((
А Степа молодец! У него очень много внутри
Да уж… всё это очень и очень грустно