ГЭС-2 – это вовсе не аббревиатура слова «Гидроэлектростанция», как думают многие (в том числе думал и я), а «Государственная электрическая станция №2». Здание это, находящееся в самом центре Москвы, по диагонали от Кремля и в непосредственной близости от печально известного «дома на набережной» заметно сразу. Но сначала немного истории.
В конце 19 века развитием общественного транспорта в Москве занимались частные компании, но ближе к началу XX века московские власти постепенно полностью выкупили собственность всех транспортных компаний того времени и в 1904 году город заложил новую электростанцию специально снабжения электрического общественного транспорта того времени.
Участок для строительства Трамвайной электростанции был выделен из территории государственного винно-соляного двора, где ещё за 20 лет до этого изобретатель лампочки (по российской версии) инженер Павел Яблочков хотел построить «электрическую фабрику» для освещения храма Христа Спасителя. Городская электростанция оказывалась с одной стороны в самом центре города, с другой с двух сторон окружена водой. Это было удобно и технически (вода тогда охлаждала трансформаторы) и логистически – удачное расположение позволяло сэкономить на прокладке кабелей в коллекторе к самому загруженному трамвайному узлу на Лубянке.
Здание построили в неорусском стиле в обычные в то время и потрясающие современное воображение сроки – начали строить осенью 1904 года, а ввели в эксплуатацию в 1906 году. На строительство и оборудование Трамвайной станции городская казна потратила 2,1 миллиона рублей. На сегодняшние деньги это 30 миллиардов рублей. За эти деньги на станции были установлены паровые котлы «Финцер и Гампер», турбины «Браун-Бовери», трансформаторы «Вестингауз Электрик». Котлы работали на нефти, по трубопроводу поставлявшейся из хранилища у Симонова монастыря. Трамвайная станция питала Лубянскую, Краснопрудную, Миусскую и Сокольническую подстанции.
После революции станция стала называться «Центральная трамвайная электростанция», «Московская государственная трамвайная станция», «Московская городская электрическая станция № 2», и , наконец, в 1938 году стала называться «Городская электрическая станция № 2» (ГЭС-2).
После завершения строительства Дома на набережной, один из небольших котлов ГЭС-2 был перепрофилирован на обеспечение паром прачечной дома, и для отопления самого элитного дома страны.
Во время войны сотрудники ГЭС-2 ушли на фронт, вернулась из них только половина. Оставшимся коллективом несколько котлов станции были демонтированы и отправлены для установки на восток страны, а станки ГЭС-2 использовались для выпуска военной продукции. С нефтью было плохо и несколько котлов переделали для дровяного отопления. Для подвоза дров к станции пришлось проложить трамвайные рельсы. За военные годы на станцию упали 7 фугасных снарядов и 153 зажигательные бомбы, но сильные пожары удалось предотвратить.
После войны ГЭС модернизировали, перевели на газ и она ещё долго служила городу.
В 2005 году ГЭС закрыли и долгое время здание стояло пустым, постепенно ветшая.
Какова же была моя радость, когда я узнал, что здание выкупил российский олигарх Михельсон с целью создания в нём «Дома культуры» — большого музея современного искусства.
Конечно и расположение здания и его архитектура давали надежду на то, что это будет не только топовая точка на выставочной карте Москвы, но и реальный конкурент таким мировым гигантам как Tate Modern в Лондоне или Guggenheim Museum в Нью-Йорке.
Открытия площадки Москва ждала затаив дыхание. Я редко хожу на светские мероприятия, но даже я мечтал побывать на открытии – мне было очень интересно посмотреть как отремонтировали здание, что сделали внутри, чем закончилась масштабнейшая реставрация и на что ушли 470 млн долларов частных денег, что было даже больше, чем деньги потраченные на строительство этого здания.
Открытие состоялось 4 декабря. Мне прислали пригласительный на одно лицо, на что я процитировал организаторам дедушку Володю, который говорил, что «билет на одно лицо может быть только на открытие публичного дома» и без Даши не пошёл.
Буквально на следующий день после начал работы центра, я начал пытаться купить обычные входные билеты чтобы побывать в ГЭС-2. Но и тут всё было непросто. Здесь надо вспомнить про ковид и про серьезные ограничения которые были повсюду – билеты можно было купить только на определённое время , посетителей пускали небольшими группами. Поэтому попасть на выставку было крайне сложно, билеты надо было очень быстро успевать выкупить в момент когда открывались окна и начинались продажи на определённый день. А мы ещё собирались пойти с нашими друзьями и их детьми, так что билетов нам нужно было много. Тем не менее с огромным трудом мне удалось вырвать билеты для нашей компании на ближайшую дату — 27 декабря. Почти перед самым Новым годом.
И тут, как назло, Стёпа заболел и, несмотря на то, что к этому дню ему стало уже получше, пойти с нами он не смог, так что мы оставили его на попечение няни Нины и отправились в центр современного искусства ГЭС-2.
Сначала о хорошем.
После реставрации здание смотрится как с иголочки. Две трубы, которые сохранили (хотя, конечно, они уже не нужны), покрашены в голубой цвет и являются визитной карточкой здания.
Внутри посетителей впечатляет размах и масштаб.
После того, как были демонтированы и вывезены станки и машины, пространство стало просто огромным.
Ну арочки ар-нувошные тоже прекрасно смотрятся
Сели в кафе ждать наших друзей
Защитные маски — непременный атрибут всех посетителей любых общественных мест в 2021 году
Оставшийся кран какой-то заслонки тоже является экспонатом.
К сожалению, возможно самым интересным. Но об этом позже.
Михалычу нравится — дядя голый в телевизоре и наушники
Чулки-носки висят
Козёл по рельсам ездит
А это детская нано-дискотека
Посетители слушают музыку в наушниках
и танцуют ))
в полной тишине
согласен!
Ну вот, а теперь о минусах. В помпезном Доме культуры, открытом в сердце Москвы за 470 миллионов долларов оказалось… безнадежно скучно
Я позволю себе высказать своё, совершенно дилетантское мнение. Хотя как дилетантское? Может быть я не разбираюсь в искусстве как профессиональный искусствовед, но могу с уверенность сказать, что я профессиональный зритель. Я часто и с удовольствием посещаю выставки современного искусства, если я приезжаю в какую-то страну и позволяет время, обязательно заглядываю в местный музей современного искусства. Ну и больше 10 лет я езжу в Венецию на биеннале. Так вот мне кажется, что вся проблема экспозиции, собранной на открытие(!) Дома культуры ГЭС-2 заключается в том, что её можно назвать «горе от ума».
Желая, безусловно лучшего и не просто лучшего, а самого-самого лучшего, Леонид Викторович, видимо не очень разбираясь в современном искусстве взял на работу самых лучших, самый известных , дорогих и очень талантливых кураторов и арт-директоров. Цель была понятна — создать экспозицию которая будет знаковой, топовой, от которой будут стоны критиков и вздохи публики. Если ты вложил в реконструкцию несколько сотен миллионов долларов, содержание должно быть безупречным.
И вот команда была набрана, команда звёздных профессионалов, высоколобых иностранных кураторов, которые всё примеряют на себя, смотрят на всё через призму своих амбиций, для которых такая выставка это борьба миров какого-то планетарного масштаба. Они видят то, что не видят другие, они создают образы , подбирают таких художников и такие объекты, которые какбэ сигнализируют другим кураторам из других таких же музеев «а ну-ка накуси, выкуси!». Это примерно как «от-кутюр» в высокой моде. Всё делается для имиджа автора, для пиара автора, для участия в супер-показах, для первых колонок в глянцевой прессе, для портфолио. Но точно не для людей. А люди выбирают Зару и H&M. Увы, такова правда жизни. И вот мне кажется, что ГЭС-2 пала жертвой высоколобых амбиций кураторов этой новой площадки. И я не знаю как насчет стонов критиков, но вот вздохи публики точно присутствуют. Вернее не вздохи, а зевки. Жалко, что Леонид Викторович вместо того, чтобы выгнать поганой метлой всех этих арт-директоров и взять кого-то, кто мог бы в это пространство привлечь художников со всего мира чтобы создать грандиозные инсталляции, чтобы челюсти падали, чтобы вау-эффект был (а что ещё тут может быть, как не такое?!) оказался в плену дыма высокохудожественных понтов, которые сгубили всю идею на корню. И в результате получился замах на 40 млрд рублей, а выход на копеечку.
Вот тут, кстати, Форбс интересно разбирает как же так произошло.
Но, продолжим нашу экскурсию.
Как я уже говорил, пространство и простор, конечно впечатляют.
Но если говорить о практической стороне дела, то к внутреннему размещению тоже много претензий.
На мой взгляд тут очень неудобная планировка – огромный атриум, который съедает всё пространство (но который при этом никак толком не используется) и при этом куча каких-то бестолковых лестниц, которые как раз всё портят.
Вот ещё одна экспозиция — тут снимают сериал. То есть никакого сериала нет, но есть вот такая как будто съемочная площадка с декорациями,
осветительными приборами, табло «идёт съемка» и соседними «павильонами», где в это время «снимают» другие сцены
Вот камера, «режиссер» «проводит репетицию» с «актёрами»
«Полицейский» «следит за порядком» на «съемочной площадке»
Идея классная, крайне дорогая — они же каждый день вот так сценки эти играют (это вам, выражаясь языком одного персонажа, не статуя, которую поставил , она и стоит — кто ж её посадит?) , но при этом очень скучная. Кто эти персонажи? Зачем всё это? Что это за сериал? Зачем нам о нём знать?
Ну вот Ване интересно. Но ему было бы интересно на любой съемочной площадке побывать — он в этом смысле благодарный зритель.
Ну вот, в общем-то и всё.
Самое интересное оказалось уже на выходе. В коридоре, соединяющем основное здание с парковкой остались сохранившиеся с советских времен пульты управления потоками электричества.
Ручки, тумблеры, стрелки старых приборов… Это было интересно
и не только Ване
P.S. У парадного входа в ГЭС-2 установлена скульптура Урса Фишера «Большая глина №4». Дорогостоящее, должно быть творение.
— Ваня, на что это похоже?
— На какашки слона!
Дети наших друзей:
— Петя, Лиза – вы видели перед входом огромную скульптуру? Как думаете что она изображает?
— Какашки слона.
Не видела, что там есть продолжение, только сейчас прочла. Спасибо, что написал. Мне лично можно и вовсе не ходить — не моё! Ни по форме (я, если честно, и от Центра Помпиду не в восторге), ни по содержанию.
Но каждый раз, когда мы мимо этого места проезжаем, мы сокрушаемся и жалеем этого чувака, который ТАКУЮ уйму деньжищ отвалил, в надежде, что это будет Культурный Центр мирового масштаба, где будут проходить международные выставки — События. А теперь — пшик. Наши «международные» мероприятия — спортивные, культурные и пр. проходят с белорусскими и несколькими китайскими участниками. И всё.(((
Да в общем-то много чего жаль, чего уж там…