Утром следующего дня мы должны были отправиться в Муйнак.
Когда в Нукусе 9 утра, в Москве 7. Ехать нам надо было недалеко, но долго (к сожалению, это постоянный парадокс Узбекистана), поэтому, с учетом завтрака встать надо было пораньше. А по Москве получалось совсем рано что-то вроде 6 утра. Миньоны этому были как-то совсем не рады.
Степан пытается завернуться в одеяло и избежать культурной узбекской программы.
Ваня в знак протеста спал поперёк кровати
— Ваня, как можно спать поперёк кровати?
Нас утро встречает прохладой…
Не знаю почему, но большинство людей не любят утро. А я вот очень люблю. Я бегаю по комнате, с криками «Давайте впустим в комнату новый день!», раскрываю шторы и искренне радуюсь утру, пытаясь своим оптимизмом и энергией заразить всех окружающих. Окружающие в этот момент, как правило, мне не рады ((
— Стёпа, улыбнись!
— Ваня, улыбнись!
Спустились на завтрак, а тут вот такая красота. Очень мило!
Выезжаем в Муйнак
Погода отличная солнечная, но прохладно. Водитель сказал, что к 14 часам должно стать теплее.
И пока мы едем в Муйнак, вот ещё несколько фоток Нукуса
Остановились на заправке. Похоже, что тут принимают Мастеркард или Визу?
Онли кэш! Будете в Узбекистане — запасайтесь наличными.
Кстати, очень многие машины заправляют газом — газовые заправки на каждом шагу
Дороги в основном просто прямые — нет ни гор, ни рек, ни других дорог. Просто степь вокруг и поля.
Иногда встречаются пешеходы, которые идут по дороге — дети с ранцами за плечами,
женщины в косынках, мужчины в черных кепках
Многие стоят на дороге и ждут маршрутку — основной вид транспорта в Муйнаке.
На дорогах часто встречается гужевой транспорт мощностью 1 лошадиная сила
Иногда мы проезжали островки цивилизации в виде каких-то крохотных населённых пунктов
Тут виднелись недостроенные дома
рынки
уличная торговля
конечно шиномонтаж
и очереди на маршрутку
Дашины ноги вносили приятное разнообразие в этот пейзаж
По карте нам предстояло проехать всего-то 200 километров. Но путь этот занял 3 часа туда и 3 часа обратно.
Виной всему чудовищные дороги.
Это не ремонт, как можно было бы подумать. Это просто такая дорога.
И чем дальше мы ехали на северо-запад, тем дороги становились всё хуже и хуже. Мне кажется, что как и личный транспорт, они были сделаны в 70-е годы и с тех пор не ремонтировались.
Стало понятно, почему водитель когда узнал, что мы хотим поехать в Муйнак, сразу как-то погрустнел.
На самом деле всё дело вот в чём:
Ургенч — крупный узбекский город, административный центр, здесь есть международный аэропорт как раз в который мы прилетели и уникальная для Средней Азии троллейбусная линия — на троллейбусе можно доехать аж до Хивы )).
Нукус в котором мы жили — это, строго говоря, уже не совсем Узбекистан. Это Каракалпакстан. И люди здесь говорят на собственном – каракалпакском языке.
Каракалпакия — единственная республика в составе Узбекистана и Нукус как раз её столица. К примеру, когда мы были в музее Савицкого, мы спросили, показывая на национальный костюм:
— А это узбекские украшения?
— Какие «узбекские»? — Возмутилась дама-смотрительница, — у них там совсем другие! Это наши, каркалпакские!
Ну то есть в Нукусе есть музей Савицкого в который приезжают со всего мира, он столица единственной республики, тут банки и обменные пункты, рестораны и круглосуточные магазины. В общем жизнь бьёт по узбекским меркам ключом.
А теперь посмотрите на карту. Перед вами Узбекистан. И, удивительно, но Узбекистан не имеет выхода к Каспийскому морю. Казахстан — имеет, Туркменистан, Иран, Азербайджан, Россия имеют, а граница Узбекистана перед Каспием обрывается резкой прямой линией вниз. Я пытался найти где-то в интернете объяснение, почему так получилось и как граница стала как будто проведена по линейке, но не нашёл ответа на этот вопрос.
Столица, все знаковые города расположены в восточной части и на юге Узбекистана. А вся левая, западная часть страны, Каракалпакия, из-за отсутствия выхода к морю, является по сути тупиком. Поэтому неудивительно, что чем больше вы будете углубляться на запад Узбекистана, тем всё меньше и меньше там будет оставаться признаков цивилизации.
Мы ехали в Муйнак — в общем-то совершенно богом забытый край, после которого ни на север ни на запад до самой границы вообще уже нет ни одного города. К примеру, выяснилось, что живя в Ургенче, который всего в 300 километрах от Муйнака, наш водитель и по совместительству гид, в последний раз был тут 8 лет назад…
Иногда бывает так, что расстояния огромные, населенных пунктов мало, но с экономикой всё в порядке и люди живут достойно.
Классический пример — Аляска. Но из-за потерянного Аральского моря, которое давало людям работу, развивало экономику, в западной части Каракалпакстана сейчас бедность граничащая с нищетой . Внешне очень напомнило мне Северную Корею.
Местами было красиво и встречались деревья с золотой осенней листвой
Но, чем ближе мы были к Муйнаку, тем меньше было растительности и больше сухой степи с беловатым налетом.
Даже на полях около Муйнака ничего не растет — земля становится всё солёней и солёней выдавая близость когда-то бывшего здесь моря.
И вот, спустя три с лишним часа езды по жутким колдобинам и ямам мы добрались до Муйнака.
Перед вами самая современная местная постройка.
Когда-то тут было Аральское море и Муйнак был большим, современным, портовым городом.
Сейчас об этом можно узнать только из рисунков шариковой ручкой в местном краеведческом музее.
Вот море, волны, маяк, чайки, качаются суда на рейде… Вдали видны вагоны поезда уже несуществующей железной дороги, в уже несуществующий аэропорт садится самолёт.
Рыбак на лодке подплывает к дому, его встречает жена с ведрами (и собака)))
Дети ходят в школу, опять чайки, вода
Всё это было не так давно, рисунки сделаны в 60-е годы…
А вот и рыбный порт
Рыбколхоз «Память Ильича». Всё честь по чести…
Промтовары опять же…
Аулсовет
Но самое ошеломляющее впечатления после трехчасовой езды по степи производят фотографии
этих мест до того, как их покинуло море. Это совершенно невероятно, но когда-то Муйнак был полностью окружен водой, и добраться сюда можно было только на самолете или корабле.
Муйнак когда-то был центром рыболовного промысла и одним из крупнейших городов на берегу Аральского моря.
Флот Аральского моря включал 158 кораблей, на которых в 1965 году работало 2200 рыбаков.
25 видов рыбы водилось в Арале
Теперь обо всём можно только вспоминать, глядя на рыбу в формалине
и образцы консервов, которые когда-то выпускал муйнакский консервный завод.
Завтра я расскажу про то, как исчезло Аральское море и что мы увидели на его месте
Дмитрий, спасибо большое, что нашли силы вернуться и конечно огромное спасибо за такой интересный и познавательный рассказ! Жду с нетерпение продолжение! Не пропадайте надолго, пожалуйста. За 10 лет, как Вы ведёте этот журнал, ваша семья стала очень дорога нам, Вашим читателям
Хотела написать те же слова. Поэтому присоединюсь
Мы выросли со Степой и почти сроднились. Пишите пожалуйста. Мы выживем, если не будем терять наши связи. В большом смысле этого слова Кто бы чтобы не делал вопреки
Да, будем держаться…
Спасибо большое, мне тоже очень дорог и этот журнал и наши читатели, все мы…
Спасибо и от меня и нашей семьи. Будем держаться.
радует ваше возращение. Скучала по новым заметкам.
Надеюсь смогу писать почаще ))
Очень рада возрождению журнала! 10 лет – это вам не шутка. Поздравляю с юбилейным годом! Спасибо, что искренне делитесь с нами частичками своей жизни! Всем мира и добра!
Спасибо большое! Надеюсь продолжить и продолжать ))