Утром следующего дня мы правились на Витебский вокзал. Я очень хотел показать ребятам этот самый уютный и красивый вокзал, построенный в стиле модерн.
Этот вокзал вообще-то является самым первым вокзалом в России и после открытия он назывался соответственно — «Санкт-Петербургский».
Здание очень красивое и построил его один из моих любимых архитекторов Станислав Антонович Бржозовский.
В Питере он спроектировал несколько зданий на Невском, в Москве Рижский вокзал и великолепную, но увы, не дожившую до наших дней станцию Покровское-Стрешнево.
Но прежде, чем мы окажемся внутри, давайте обойдём вокзал справа. Если пройти вдоль путей, каких-то мерзких гаражей и шиномонтажей всегда сопутствующих современным железным дорогам, можно (и нужно) увидеть Императорский павильон.
Он был построен в качестве отдельного мини-вокзала для Императора. Отсюда поезда ходили в Царское село по своей отдельной Императорской ветке.
По идее, красивый чугунный козырёк над входом должно было покрывать стекло чтобы Император не топал от своей кареты до дверей под дождём, но…
советская власть покончила с этим. Стекла нет, но надеюсь, когда-нибудь его восстановят.
Хоть здание и заколочено фанерой и слегка заброшено, парадный пандус-подъезд к Павильону, сохранил свою красоту.
Это, конечно, вам не Кекушев, но всё равно прекрасный образец северного модерна
Кстати, знаменитое Царское село в 1918 году было переименовано в Детское село, как и названия всех объектов входящих в него. К примеру станция «Царскосельская» стала называться Детскосельской, как и этот участок железной дороги. После 1938 года Детское село переименовали в город Пушкин.
Но вернемся к Витебскому вокзалу?
Посмотрите какой балкон украшает его фасад !
Художественная ковка, литьё ограждений. Отдельное произведение искусства.
Стиль модерн сложен ещё и тем, что в нём ооочень большое внимание уделяется мелочам и деталям — из них и состоит сам стиль.
Зайдем внутрь!
Вокзал многократно реставрировали и сейчас он находится во вполне приличном виде, даже несмотря на пятна и подтёки на штукатурке и стенах в некоторых местах
Изначально здание вокзала было деревянным — именно таким он открылся в 1837 году.
Потом был каменный павильон, а в начале 20 века было уже построено роскошное нынешнее здание.
Даже Стёпа присвистнул от удивления
Мало того, что этот проект был сделан по последнему писку архитектурной моды того времени,
с глубоким вниманием к тем самым мелочам и, разумеется, по авторским эскизам,
ручной работой скульпторов, художников, ремесленников, мастеров по металлу, камню
дереву
Он был ещё и оснащён по последнему слову техники — начиная от электрификации и лифтами для пассажиров
до новаторских решений для того (да и нынешнего) времени, когда багаж пассажиров пока они едят сосиску в тесте пьют кофе в буфете, доставлялся прямо на платформу
с помощью «багажной подъемной машины»
Кстати о буфете. Когда-то он был таким
Большой зал оформлен деревянными перегородками по проёму входа
Зеркала
Красивые часы
Дверные ручки…
Сейчас только дверные ручки напоминают о том буфете. Сейчас этажом ниже функционирует столовая «Комфорт»
Туда и устремились Стёпа , Ваня и Алёна
влекомые столовскими запахами и сосиской в тесте на витрине
С Дашей мы с утра поругались (причем, хоть убей не помню уже почему — сразу видно, человек я не злопамятный) вследствие чего я, обожающий архитектуру и стиль модерн, оказался на вокзале в незавидном положении один на один с тремя детьми((
Смотрите какая красивая винтовая лестница! А знаете какое это сложное архитектурное сооружение?
Потому что нужно чтобы шаг с одной стороны шаг ступеней был удобным для подъема, а с другой стороны чтобы войти на неё можно было ровно в том месте, где нужно. Здесь, как видите всё сделано идеально и ступени не приходят в стену как у современных рукожопов.
Зал ожидания. Думаю, что плитка на полу — оригинальная.
Давайте выйдем на перрон?
Мне нравится Витебский вокзал ещё и тем, что тут всегда пустынно, тихо и очень мало пассажиров.
Видимо поезда отсюда ходят в основном пригородные и направления не самые популярные
Когда-то они умещались под этой красивой крышей с лентой стеклянного фонаря по центру
Раньше фонари шли ещё и поперек купола для большей освещённости, но со временем их убрали:
Также довольно скоро стало понятно, что железнодорожные перевозки набирают популярность, вагонов становится больше, а поезда длиннее. Пришлось сделать дополнительные навесы на перронах
Одна из заметных конструктивных и, несомненно, эстетических особенностей вокзала заключается в отсутствии сварки по металлу — большая часть конструкций держится на крупных заклёпках.
Надо сказать, что второго такого красивого и столь хорошо сохранившегося с момента постройки перрона у нас нет. Поэтому Витебский вокзал часто выступает в качестве съемочной площадки. Как только нужна атмосфера старого вокзала — Анна Каренина, белогвардейцы и фильмы про войну, киношники сразу едут сюда. Когда-то я работал на Мосфильме и несколько дней мы снимали на Витебском вокзале сцены фильма «Софья Петровна» с Лией Ахеджаковой, Верой Глаголевой и Ириной Розановой в ролях.
Среди фильмов, в которых фигурирует Витебский вокзал есть и «Шерлок Холмс» и «Вокзал для двоих» и даже «Брат».
— В чем сила, брат?
Через отдел сувениров (лизун Алёне, фонарик Ване, бинокль Стёпе)
мы любуемся арочными перекрытиями и красивыми часами
И прощаемся с Витебским вокзалом
Продолжение рассказа о наших Питерских похождениях следует…
Дмитрий, спасибо огромное! В следующую поездку обязательно на Витебский вокзал , благодаря вам.
Супер! ))
Невероятный вокзал! Спасибо за интересный рассказ!
Отлично, а то я думал, что все знают и я выступаю капитаном Очевидность )))
Там же еще вроде должен быть макет поезда с паровозом «Проворный», совершившим первый в России рейс из Петербурга в Красное Село? или его уже убрали?
Не увидели, может он где-то и есть…
Спасибо за такой прекрасный рассказ и внимание к деталям, Дмитрий! Мы с этого вокзала как-то уезжали в Вильнюс, но опаздывали на поезд и запрыгивали в него практически на ходу, поэтому не успели толком разглядеть красоты))) Насладились уже на обратном пути. Действительно произведение искусства!
О, класс! Надо с него как-то в Вильнюс уехать. Получается что Бржозовский в Москве построил вокзал с которого можно уехать в Ригу, а в Питере — в Вильнюс ))
Я живу около Витебского, мне всегда немного обидно, что там так мало народу, он как заброшенный, особенно самая красивая правая часть на первом этаже.
О да…