Да-да-да… Меня уже спрашивали, так что говорю сразу – как есть, всю правду. Мы снова в этом году взяли грех на душу и не сказали Стёпе, что у него 16 мая был день рождения.
Аргументы такие же, как и год назад:
— ну что это за день рождения, если папы нет рядом?
— ну что это за день рождения, если нет друзей?
— ну что это за день рождения, если нет бабушке и дедушек?
— и как отмечать? Вчетвером с Ваней, мамой и няней?
— а потом приедем в Москву и будем отмечать тут, уже с друзьями и бабушками? И тогда у него в голове вообще каша будет – получится, что у него два дня рождения.
Короче, родился ты Степка неудачно. Вот был бы у тебя день рождения не 16 мая, а, к примеру, 16 июня или 16 июля! Вот другое бы дело было. А так вот да…
***
Накануне моего отъезда, как раз за несколько дней до Степкиного дня рождения мы с ним в первый раз, наверное, серьёзно поссорились. А дело было так.
Я уезжал и Даша попросила съездить с ней в супермаркет и купить запас продуктов, а главное побольше воды, чтобы ей потом не таскать тяжести когда я уеду. Стёпка с Ваней, конечно, увязались с нами. Ну и вот приезжаем мы в наш районный супермаркет, сажаем детей в тележки и рулим за водой. А Стёпа давно просёк такую тему, что в Америке в супермаркетах ну разве что живые крокодилы не продаются, а так в принципе есть всё. Ну и, конечно, куча всяких приятных соблазнов, которые можно урвать если сесть в тележку к папе, быть расторопным и вовремя просить их купить.
Ну ок, едем мы со Степой по магазину, а мне завтра уезжать днём, я разумеется, расстроенный в связи с этим и, понимая, что в ближайшие три недели детей не увижу, становлюсь Человеком Тряпкой. То есть всё что просит Стёпа, я со слезами умиления на глазах кидаю в тележку. Стёпа это дело просёк и с удовольствием воспользовался моей слабостью. Так в тележке образовался мячик, затем водный пистолет, потом лимонад, потом упаковка мороженого (внутри 6 шт), потом Стёпа вспомнил про мороженое для Вани и купили ему (внутри 4шт), потом что-то ещё и ещё.
В отделе игрушек, миновать который незаметно не получалось у нас ни разу, Степа завопил, что им с Ваней обязательно нужен Дарт Вейдер. Сторговались на небольшом, с ладонь. И то слава богу, потому что Степа норовил засунуть в тележку коробку размером с бильярдный стол. Когда мы уже стояли на кассе Степа заметил шоколадку, Ваня начал требовать фруктовый тик-так, вдвоём они сообщили, что у нас дома закончились чипсы Лейс и нужно непременно пополнить запасы и уже в самый последний момент, Степан увидел модельку школьного американского автобуса, который кто-то не купил и он лежал на верхней полке (уникальная способность видеть то, что не видно). Я знал, что Даша будет ругаться, поэтому закопал детские трофеи поглубже и по-быренькому просунул кассирше. А да, ещё выяснилось, что Даша не знала что мы купили мороженое и тоже купила упаковку (8 шт).
И вот мы выходим из супермаркета и тут Даша обнаруживает, что забыла на кассе рюкзак, поэтому бежит обратно обратно, а я с детьми, тележками и продуктами начинаю грузиться в лифт, чтобы подняться в паркинг. Поднимаемся, идём к машине, а там, возле лифтов стоит автомат в котором продаётся мороженое и соки. И один раз мы там когда-то покупали что-то детям.
— О! Мороженое! Давайте купим мороженое! – кричит Степа, находящийся в эйфории и счастье от обладания всем миром – Мне кокосовое, а Ване клубничное!
— Не-не-не, никакого мороженого! – устало говорю я, – У нас вон – на год запас мороженого теперь.
И тут Стёпа заявляет:
— Ах так? Тогда я с тобой не дружу. Я на тебя обиделся.
Ну я слушаю в пол-уха, внимания особо не обращаю, спешу к машине. Подходим. Я сажаю Ваньку в его кресло и начинаю выгружать из тележек кучу пакетов и засовывать их в багажник. И вот когда я мокрый от жары, перегрузив тонну продуктов, заканчиваю и удовлетворенно захлопываю багажник, я замечаю, что всё это время Стёпа стоял в стороне от меня, сжав кулаки и опустив голову. Примерно вот так:
А это первый признак того, что он обиделся.
Я говорю:
— Стёп, давай, садись в машину.
Он мотает головой.
— Стёп, я не понял, в чем дело?
Молчит.
— Стёп! Я с тобой разговариваю! – уже зло говорю я. При этом из-за его капризов я не могу сесть в машину, не могу включить кондиционер, внутри сидит Ваня, которому жарко…
Молчит.
— Стёп, я не понял. Это что значит?
— Я обиделся.
— На кого?
— На тебя.
— На меня?
— Да.
-Почему?
— Ты меня обижаешь. Я с тобой не дружу.
— Это я тебя обижаю?
— Да
— То есть ты считаешь, что я тебя весь вечер обижаю тут?
— Да
Ну и вот тут я не выдержал, аварийный клапан сорвало, планка упала и я разозлился по настоящему.
— Ага – говорю, понятно. Ок. Ну тогда смотри, что мы сейчас сделаем.
Я открываю багажник, раскрываю все сложенные пакеты и выуживаю из них: шоколадку, лимонад, пачку чипсов Лейс, Дарта Вейдера, школьный автобус и что-то ещё.
— Иди за мной.
Я беру всё это в охапку и иду по направлению к лифтам.
Стёпа не понимает, но идёт за мной и, видимо, думает, что мы сейчас будем покупать мороженое – кокосовое и клубничное.
Я подвожу его к большой урне.
— Значит ты на меня обижен?
— Да
— И я тебя обижаю весь вечер?
— Да
— Ок. Ну раз я тебя, оказывается, весь вечер обижал, то мы сейчас вернемся к тому, с чего этот вечер начался. Раз я тебе доставил столько неприятных минут и страданий, сейчас мы исправим ситуацию. Это же твоя шоколадка?
— Да
— Ну вот смотри!
Я рву в клочья шоколадку и выкидываю её в урну.
— А это твой лимонад?
Я вскрываю пакет, выливаю в урну содержимое и выкидываю его.
— А это твоя ведь пачка чипсов? Ванина у него?
— Да.
— Отлично!
Я разрываю пакет любимых Стёпиных чипсов и подняв пакет повыше, чтобы он лучше видел, вытряхиваю его содержимое в урну.
В этот момент я понял, что, наверное я переборщил, потому что Стёпа меня таким никогда не видел, он начал рыдать и ужасно перепугался.
— Это твой Дарт Вейдер? – я занес бедного персонажа Звёздных воин над черным жерлом урны.
-Не надо, не надо! – рыдал Степа.
— Не надо? – закричал я, – А обижаться на меня после всего того, что я для тебя делаю надо? Я выполняю все его желания, всё ему покупаю, а он на меня обижается? Стоит сжав кулаки???
— Я больше не будуууууу! – молил Степа.
В этот момент появилась Даша. Пока мы шли к машине я ей всё рассказал. Обратно ехали в напряженной тишине. Стёпа всхлипывал на заднем сиденье.
Когда мы приехали Даша вызвала Стёпу и стала ему объяснять, что он «обидел папу», что он «очень плохо поступил», что «папе для тебя ничего не жалко», что «ты не имеешь права вместо «спасибо» обижаться на него» и так далее. Стёпа слушал, но извиняться передо мной отказывался. Он в этом смысле очень упрямый – если не считает себя виноватым, ни при каких обстоятельствах не будет извиняться. Прям как я.
Весь вечер Даша пыталась ему объяснить, что именно не так в его поведении и в чем он виноват, но слова её не достигли Стёпиной совести и извинения он мне так и не принёс. Остаток дня мы с ним сидели надувшись друг на друга и не разговаривали.
Когда дети легли спать, я сказал Даше:
— Что делать-то будем? Мне завтра уезжать, как я поеду в таком состоянии отношений с ним? Может утром сделаем «перезагрузку»?
— Нет-нет! – сказала Даша, — мы с ним не будем разговаривать. Пусть он поймет, в чём его вина и пока не извинится , не начнем.
Утром вся эта история продолжилась – мы не разговаривали со Стёпой, а он, надо сказать, не сильно из-за этого парился. Он прекрасно общался с Ваней, иногда задавал нам какие-то вопросы и не получив ответа не очень из-за этого переживал. Он что-то попросил у Даши, но не получив, обратился к няне, которая как Швейцария заняла нейтралитет, поскольку с нами в магазине не была и ей вроде как на Степу обижаться было не за что.
Потом мы пошли на пляж, там всё это продолжилось.
— Даш. Так не пойдет. Мне уезжать через 3 часа. Как я уеду? Надо что-то делать.
Мы сдались первыми и вызвали к себе Степана, посадили на лежак и 20 минут читали ему нравственную проповедь про то, как нам для него ничего не жалко, а у него нет моральных прав обижаться на нас, если мы в чём-то ему отказываем. Стёпа внимательно слушал. Даша настаивала на принесении извинений.
Стёпа извиняться отказывался. Даша злилась и повышала голос. Опять начал нарастать конфликт.
— Это ты во всём виноват, он таким не был! Это ты его тут избаловал! – шептала Даша злобным шепотом, — Вот ты уедешь, я ему до самого отъезда ничего не куплю! Он у меня как шелковый будет! Я его быстро в чувство приведу!
В общем, с огромным трудом, словно пасту из пустого тюбика нам удалось выдавить из Стёпы «извини» (но не более того) и было объявлено перемирие.
Когда мы возвращались домой, Степа сам вызвался помочь мне нести коляску по пляжу
и пока мы догоняли Ваню с Дашей, воспользовавшись, что мы остались наедине сказал:
— Дарту Вейдеру нужен друг. Ему очень нужен друг. У него нет друга. Но я не скажу маме об этом. Она будет ругаться.
— Правильно, лучше не говори – сказал я.
Мы пришли домой, я собрал чемодан, поцеловал детей и мы с Дашей поехали в аэропорт.
Через два дня у Степы был день рождения о котором знали мы, но не знал он.
Утром 16 мая, когда в Америке ещё была ночь, я отправил Даше сообщение:
«Он хотел друга для Дарта Вейдера. Он боялся тебе об этом сказать. Я написал ему открытку и оставил её в тумбочке у кровати. Купи ему друга для Дарта Вейдера, подари вместе с открыткой и скажи, что это от меня»
«И ещё пачку чипсов Лейс» — дописал я.
Днём от Даши вдруг посыпались сообщения. Я был на встрече и мне их было неудобно читать, но когда раздался звонок, я понял, что что-то серьезное и взял трубку.
— Посмотри срочно почту! Я в магазине! Отправила тебе фотку! Кто из них может быть другом Дарта Вейдера? !
— Я побежал смотреть фотку:
— Ну конечно Черепашка-Нидзя, кто ж ещё?!
даша успела вернуться домой когда дети ещё спали. Она взяла мою открытку, друга Дарта Вейдера и пачку чипсов Лейс и зашла в спальню:
На следующий день Даша прислала фотки и написала:
Новости такие: Степа открытку полюбил и спит с ней.
Потом позже:
Сейчас читает открытку «мо-е-му дру-гу» и так тихонечко добавляет……»приятно »
Потом ещё позже:
Только что подошёл, принес открытку и спрашивает:
— А это только мне и больше никому ?
— Никому.
И потом на следующий день:
Степа попросил тебе отправить:
Вот, я записала:
Это очень трогательно
Он даже прочитал что я написала на открытке, так хотел быть уверенным что там это написано.
Очень душевно! Пока читала, чуть слезинку не проронила, чуть улыбалась, много переживала 🙂
)) Ну в конце хэппи-энд! ))
Степа -кремень! :))))
Угу. Упрямый как Даша.
Спасибо за трогательный рассказ. Ну да, моральных прав нет, а обижаемся. Потому как из разных областей эти категории, теплое с мягким: моральные права из обязательств, долга, а обиды из области чувств. А чувства-не волевые акты, потому за них нельзя наказывать, можно только за действия.
Ну в общем у нас всё равно уже мир-дружба-жвачка
Невероятно трогательно! ? Ещё не встречала таких теплых отношений между папой и сыном
Да ладно! Мне кажется между папой и сыном у всех так…
Сухомлинский вас бы не одобрил. /типа шучу/
Мне так всех жалко, особенно Степу, он эмоциональный мальчик, ну иногда вот так не справляется со своими чувствами. Он не виноват! Он такой милый!
Хотя… я сама чо тока не делала…
Мне теперь самому Степу жалко ((
Всё правильно ты сделал с урной, хороший урок будет)))
Но ПОЧЕМУ дети ЕДЯТ ЧИПСЫ!!!???
МОжет, они ещё и Колу пьют???!!!
Не, колу Степа не любит. Ваня любит, но ему нравятся просто газированные напитки. Ему что кола что тархун. ((
А чипсы обожают дети во всем мире. И с этим ничего нельзя поделать
Но кой-какие знакомые черты проглядывают, конечно ))).
Меня поразило, когда за какие-то проступки тебя лишили любимого магнитофона, а ты сделал вид, что этого ВООБЩЕ НЕ ЗАМЕТИЛ.
Хм… Что-то я такого не припомню! ))